04-09-01
30 августа 1918 года 28-летняя эсерка Фанни Каплан стреляла во Владимира Ленина. Через три дня ее расстреляли, а тело сожгли в Александровском саду. Вам жаль Фанни Каплан? Вы считаете, что большевики поступили правильно?
Александр ГРАДСКИЙ, композитор:
- По моим сведениям, у Фанни Каплан было очень плохое зрение, чуть ли не минус двадцать два, и попасть в Ленина даже с метра она не могла. Может, она и стреляла, но то, что не попала, это точно. А расстреляли ее, видимо, те, кто на самом деле стрелял в Ленина, может быть, даже ученики товарища Сталина, которые не должны были быть арестованы. Такая история, мне кажется, более правдива, потому что иначе состоялся бы настоящий суд, с официальным обвинением, тем более, что Владимир Ильич, насколько мне известно, запретил расстреливать Каплан, несмотря на всю свою кровожадность. Но ее все равно почему-то расстреляли.
Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Госдумы по законодательству, экс-министр юстиции России:
- Во-первых, мне жалко Владимира Ильича: не гоже стрелять в человека, каким бы он ни был. Каплан тоже жаль, потому что с ней тоже обошлись по-свински, а не по закону, расстреляв без суда и следствия.
Виктор ЧЕРЕПКОВ, депутат Госдумы, экс-мэр Владивостока:
- Все должно быть в рамках закона, иначе одно беззаконие неминуемо породит другое. А беззаконие нельзя творить даже именем мировой революции, пусть уж неправедный судья несет личную ответственность за свои несправедливые решения. Я и против того, чтобы стрелять в людей, и против того, как поступили с Фанни Каплан. Кроме того, в те годы столько невинных людей были убиты, и никого почему-то за это не расстреливали и не сжигали.
Рафаил ГАНЕЛИН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН:
- Я считаю, что вопрос поставлен юридически и политически неправильно. Ведь до сих пор не ясно, Каплан ли стреляла в Ленина. Мне кажется, здесь речь идет об антиленинских действиях не столько со стороны стрелявшей, сколько со стороны властей. Представьте себе положение Ленина. В него выстрелили, он несколько дней проводит без сознания, а когда приходит в себя и спрашивает: "А кто, собственно, стрелял?", ему отвечают: "С ней уже покончено". А Ленин, между прочим, глава государства. Сейчас в печати нередко встречаются статьи, заставляющие усомниться в том, действительно ли стреляла Фанни Каплан. Так что вопрос - жалко ее или не жалко - по моему мнению, не вполне корректен.
(ИМА-пресс)