04-09-97


Берестяная грамота поэта

Свободные наброски по поводу свободных стихов Николая Годины

Ох, и скуп на слово поэт Николай Година...

Вышла у него книга белых (свободных) стихов "Берестяная грамота". Освободившись от рифм, поэт, казалось бы, даст волю словам. Нет! Опять у Годины десять-пятнадцать слов - и произведение.

Посмотрите, как он с нами обходится.

Однажды

я увидел улыбку

Бога.

Но об этом

лучше не рассказывать.

Каково! Только подразнил и умолк. А почему, собственно, не рассказать? Не каждый день, однако, видим мы улыбку Бога. И уж если выпал случай - расскажи. Тем более, что - поэт.

Или Бог "не так" улыбался?

Или это вообще не рассказываемо?

Или все-таки все сказано?

Чтобы "нарисовать" себя (автопортрет), Николаю Године достаточно девяти слов.

В зеркало глядя,

сквозь слезы матери

вижу улыбку

отца.

Ключ - в этом "сквозь". Не себя видит поэт в зеркале, а лицо матери со слезами на глазах и сквозь эти слезы - улыбающегося отца. Сам он и есть смесь плача и смеха.

Портрет, согласитесь, был бы много беднее, смешайся он из двух плачей или двух "смехов".

* * *

Иногда слов нет. Совсем. Ни единого.

Лучшее,

что можно сказать

о весне,

сказала птица,

неизвестно откуда

появившаяся

на дереве.

И верно - какая весна без птицы, без птичьего голоса? Никакие слова не помогут, если весна - без трелей, щебетания, тиньканья, щелканья и всякой другой птичьей музыки.

Но заметьте это, казалось бы лишнее - "неизвестно откуда появившаяся"... Вроде можно было бы обойтись и без этих трех слов. Если тебе неизвестно, откуда появилась птица, то и не заговаривай об этом. Неужто поэт в этом случае согрешил болтливостью?

Нет. Не зря эти три слова. Представим: вдруг кто-то щелкнул вверху, вы подняли голову и увидели на ветке дерева первого весеннего скворца. Откуда он? Не скажешь ведь: из Африки. Вот именно "неизвестно откуда". Не было - и вот он. Из ничего, из ниоткуда.

Между прочим, у поэта Николая Годины на ветках сидят не только птицы, но и кое-что другое.

Тише,

не спугните.

Пусть поет

на ветке одинокой радости

серенькая душа

человека.

Какие, однако, грустные стихи! Серенькая душа, будто воробышек, на ветке одинокой радости... Глянешь на воробья - чего-то он радуется, чирикает себе... Так и мы. И наша радость такая же - серенькая, одинокая...

* * *

А это про экологию, по-годиновски, короче некуда:

Слабый пульс реки.

Закисшие глаза озер.

Горячий лоб пустыни...

Что с тобою,

Земля?

* * *

Свободный стих? Один из образцов:

Режим свободного неба

для птицы.

Режим чистой воды

для рыбы.

Режим заповедного леса

для зверя.

Режим справедливого мира

для человека.

Да, рифмы нет. Как будто. Но есть ритм. Ритм, переместившийся с конца строки в ее начало. Эти четырежды повторенные "режим" и "для", эти четыре словесные конструкции, их абсолютное подобие... Да и в концах строк ударения ритмичны, мерны. Кроме последнего слова, в котором не два, а три слога. Чтобы поставить смысловую точку.

А теперь выпишем прилагательные - свободный, чистый, заповедный, справедливый. Не правда ли, поэт Николай Година - идеалист и мечтатель? Он это скрывает, а тут - выявилось.

* * *

Знаете, что более всего любит поэт Николай Година? Играть словами. Путать их значения. Например:

Зазеленела,

казалось,

давно уже усохшая ветка

железной дороги.

Или еще:

Извлекаю корень.

Не извлекается:

Земля твердая, а дерево старое.

А то взять и столкнуть мир в натуре с его отражением. Допустим, так:

Открываю Урал

в белой январской обложке.

Или:

Зачитываюсь Миасской долиной,

спотыкаясь на дорожных знаках

препинания.

И что она значит, эта игра словами? А то и значит, что поэт, однако, любит слово.

Что живет он в мире слов и никогда из него не уйдет, если и захочет. Что он упивается мастерством жонглирования словами.

Ну и что? - спросите вы. А только то, что поэт подготовил себя к тому, чтобы, наконец, сказать о самом главном.

Не переиграть бы.

* * *

И загадочку не прочь загадать поэт Николай Година. Чтобы не голый смысл, а чем-то прикрытый. Чтобы ясно, да не совсем. Что-то вроде есть, а не уловить сразу. И не сразу - тоже.

Поразвелось зверья, -

ворчит старая,

прислушиваясь к темноте,

где бродит по окрестностям Всеселенной

вся в звездах, как в репьях,

Большая Медведица.

Картина сочная, красочная, вперемешку земная и небесная, натуральная и абстрактная, но, кроме налета едва уловимого настроения, от нее ничего не оседает в душе. Еще чуть-чуть - и настроение не уловить.

Можно подумать, что поэт Николай Година сам себя настораживает таким стихом:

Спросили,

зачем он приделал хвост

велосипеду.

И он

с достоинством ответил,

как тот египтянин:

- Чтоб не знали зачем!

В современной поэзии к велосипеду приделывают не только хвост...

Что говорить: загадка прекрасна. Когда есть загадка.

ХХХ

При всей любви к слову поэт Николай Година живет в ощущении, что, кроме русского и вообще человеческого, есть еще другие языки.

Слышишь,

о чем говорят

птицы?

Понимаешь,

на что намекает

вечер?

Догадываешься,

куда клонит

трава?

Время - любить.

И те, другие, языки не хуже, а то и лучше словесного. Например: "прекрасен язык, на котором говорят деревья". То и дело поэт позавидует языку красок и линий. Или языку мелодии. А еще у него есть такие строки: "Я трижды нарисовал одно и то же: красками, звуками, словами". Прекрасная, не правда ли, идея: одно и то же выразить живописью, музыкой и поэзией...

Поэт знает: и у любви - свой язык.

* * *

О любви. Это: по-крестьянски грубовато, надежно и довольно.

Я - пахарь,

ты - земля.

Вспахал глубоко

и высеял семя.

Теперь

будем ждать

урожая.

В нашей поэзии любовь все чаще холостая, бесплодная, не результата для, а процесса во имя. А тут - ожидание урожая...

Впрочем, и другая любовь не чужда поэту Николаю Године.

Ты - волна,

которая не топит,

но и не спасает.

Сквозь туман

мятежных глаз

слабо теплятся огоньки.

Господи,

не дай силы добраться до берега

и стать таким же, как все:

немного усталым и немного

довольным собой.

Надеюсь, понятно, что это стихи написаны человеком, который хотел бы утонуть в море любви. Простите, я ошибся. Не утонуть, а остаться в море любви. Не доплыть до ее берега. Берег далеко - где-то там "слабо теплятся огоньки". И пусть. Подальше бы в море. Без устали качаться на волнах любви. А не как все - вылюбить и опустошиться "немного усталым и немного довольным собой"...

* * *

Скуп на слово поэт Николай Година.

Невероятно, чтобы он написал поэму.

Может, он и прав. В наше время урывистого чтения чем короче, тем лучше. Не знаю только, ко времени ли прислушался поэт, к себе ли.

Михаил ФОНОТОВ.