04-09-98
Моя попытка обнаружить АО "Система ресторанов быстрого обслуживания "Мир Бистро" была обречена. Последний след некогда полнокровной общепитовской структуры рыночного образца, с первых своих шагов подававшей надежду превратиться в уральский "Макдональдс", теряется в подвале института "УралНИИстромпроект" (пр. Ленина, 89) среди хлама и подпорченных мышами бумаг.
Челябинский "Макдональдс"
В феврале 1994 года, когда в Центральном районе Челябинска было зарегистрировано АО "Мир Бистро", бывший советский общепит усиленно акционировался, но, как и прежде, не был в состоянии красиво, быстро и вкусно накормить челябинцев. Кто приходил первым на этот рынок с новыми технологиями и новым отношением к клиентам, мог рассчитывать на успех и преимущество лидера.
Первым пришло АО "Мир Бистро". Инвестиционным менеджером проекта (и идеологом, организатором) стала Уральская инвестиционно-холдинговая компания "Выбор" (вместе с находящимся под ее управлением ЧИФ "Урал". Эти две структуры сразу стали крупными акционерами АО "Мир Бистро". С ними "Мир Бистро" учредили еще 9 юридических лиц, в том числе: АОЗТ "Городской коммерческий центр "Каскад" (г. Сосновый бор, Ленинградская область), птицефабрика "Сосновская" ("Равис"), комбинат хлебопродуктов N 1 им. Григоровича, "Челябптицепром" и физические лица. Зарегистрированный уставный капитал - 79,85 миллиона рублей (здесь и ниже старый масштаб цен - А.Т.).
7 июня 1994 года в арендованном помещении института "УралНИИстромпроект" президент УИХК "Выбор" Михаил Исаев разрезал красную ленточку. В Челябинске открывался первый ресторан быстрого обслуживания "Мир Бистро", а вместе с ним и новая эра общественного питания. Гостей потчевали салатами, заливной рыбой и, самое главное, гамбургерами - трехслойными бутербродами с начинкой из мяса, рыбы, курицы и овощей, обязанными стать "гвоздем" пищевого проекта компании "Выбор". По планам учредителей в городах области через 3-4 года должны были появиться 14 базовых пунктов, а при них целая сеть точек реализации под маркой "Мир Бистро". Проведенные исследования показывали емкость рынка: 100 тысяч человек ежедневно, из них 40 тысяч только в Челябинске. Ожидалась быстрая отдача от вложенных средств. Была провозглашена стратегия, по которой прибыль АО будет получать не за счет накрутки на стоимость, например гамбургера, а за счет максимального снижения издержек и максимального количества проданной продукции.
Прекрасное начало. Ресторан "Мир Бистро" в лесопарковой зоне наращивал обороты, обзаводился постоянной клиентурой (рядом - НИИ и технический университет). В городе стали появляться киоски "Мир Бистро". Совладельцы новой системы быстрого обслуживания строили планы на будущее. В сентябре 1994 года в Троицке регистрируется филиал АО "Мир Бистро". В этом же году регистрируется и размещается среди старых и новых акционеров вторая эмиссия акций на сумму 900 миллионов рублей. Через год, 4 сентября 1995 года, главным финансовым управлением администрации Челябинской области регистрируется проспект эмиссии АО "Мир Бистро" на сумму в 4,4 миллиарда рублей. С учетом этой эмиссии уставный капитал общества должен был вырасти более чем за 5 миллиардов рублей.
На момент запуска этой, уже третьей, эмиссии акций АО "Мир Бистро" в широкие массы, главным акционером общества был ЧИФ "Урал". Ему принадлежала доля в 68,41 процента от уставного капитала АО. За 1994 год общество прибыли не получило - "ввиду больших первоначальных затрат, связанных с организацией". В первом квартале 1995 года прибыль АО "Мир Бистро" составила всего 509 тысяч рублей. А ведь ее базой было основное имущество общества в виде кафе в Троицке, торговых киосков, оборудования, транспорта на общую сумму 500 миллионов рублей.
Где-то в середине 1995 года наступил момент истины: чем дальше в рынок, тем больше убытков. Его четко зафиксировало собрание акционеров, состоявшееся в январе 1996 года. Мне довелось побывать на том собрании, кстати, одном из редких форумов акционеров АО "Мир Бистро". Собрание констатировало, что следы прибыли АО прочно теряются среди чрезмерных затрат, долгов, пени и штрафов. На 1 января 1996 года на обществе висело около 95 миллионов рублей убытков. АО "Мир Бистро" перестало идти в гору и уже разгонялось по нисходящей - прямо в пропасть несостоятельности. Разговор шел об очевидных провалах и некомпетентности прежней дирекции АО, об отсутствии оборотных средств, огромных затратах на аренду и зарплату разросшемуся коллективу, о крупном воровстве и мелкой растащиловке. Михаил Исаев рассказывал, как бывшие работники советского общепита ежедневно корежат и профанируют хорошую идею новой системы быстрого питания, потому что им достаточно для полного счастья одного холодильника и одной кастрюли. Обсуждался даже вопрос о неполной оплате своей доли в уставном капитале некоторыми учредителями общества. Созрел вопрос: а не "закрыть" ли АО? Акционеры решили: пусть живет и процветает! Люди по-прежнему едят и пьют, а потому перспектива у АО "Мир Бистро" еще не потеряна. Выбрали нового исполнительного директора, дали ему карт-бланш и пожелали успехов.
Через полгода произошла очередная смена исполнительного директора АО, но, похоже, ничто уже не могло сбить с верного пути к банкротству еще два года назад подающее такие надежды АО "Мир Бистро". В декабре 1996 года оно было передано в доверительное управление молодым предпринимателям, те постарались реанимировать его: стабилизировался оборот, выплачивались текущие налоги. Но не было полной ясности в бухгалтерии. Прежнее руководство АО устранилось от дел, не оставив наметки баланса за 1996 год и приемно-сдаточного акта новой команде.
Примерно в августе 1997 года тонущий корабль АО "Мир Бистро" был покинут всеми. Номинально общество существовало (и существует), а фактически превратилось в фантом. Основная часть оборудования ушла за долги по аренде институту "УралНИИстромпроект", который тут же сдал его другому арендатору.
Как же так?
Пока АО "Мир Бистро" агонизировало, необъятные просторы общепитовского рынка Челябинска стали заполнять новые лица: "Бистро", "Робин-Бобин", "Грильмастер", "Лайма", "Ланч Росс", "Баскин-Роббинс", "Бегемот" и другие. АО "Мир Бистро" умерло, а дело его (кормить людей) живет.
У каждого лица, причастного в той или иной степени к проекту "Мир Бистро", своя точка зрения на его взлет и падение. Но есть такая точка зрения, такая колокольня, с которой можно обозреть всю картину и даже некоторые существенные детали.
У каждого знающего себе цену кафе, ресторана или даже закусочной есть свой стиль, почерк, шарм, изюминка, за которые их любят клиенты. С друзьями, студенческой компанией идут, например, обедать в "Грильмастер". Родители с детьми идут в "Робин-Бобин" или "Баскин-Роббинс". В "фирменном" заведении нет мелочей. Там все, от улыбки официанта до салфеток на столах, представляет лицо фирмы, ее сервис и возможности. Вспомним: это только безликий советский общепит вне зависимости от формы (кафе, ресторан, блинная, пельменная и т.д.) имел всего одно содержание - столовая.
У ресторана "Мир Бистро" не было своего лица и стиля. Вернее, лицо было: старая забегаловка с новым названием. Это заведение, где дым стоял коромыслом и спиртного было больше, чем гамбургеров, явно не пришлось по душе основной массе потенциальных клиентов. Зато его полюбили те, кто не прочь выпить и закусить.
Несостоявшиеся проекты похожи друг на друга: сначала фанфары, а потом уход по-английски. И вспоминают об исчезнувшем юридическом лице лишь налоговая инспекция да акционеры-неудачники.
Александр ТЮЛЬКИН.