04-09-98


Писаная торба с ...ртутью

Около тонны опасного жидкого металла скопилось в Челябинске. Что с ним делать дальше?

Все чаще мы получаем сообщения о найденных на улицах Челябинска сосудах с опасным металлом - ртутью. Количество таких находок растет. По данным городского штаба ГО и ЧС, за прошлый год их было девять, а в этом - уже десять. Разное количество ядовитой жидкости обнаруживается в самых неподходящих местах: в подъездах жилых домов, возле гаражей, в траншеях, в подвалах, на крышах сараев. В марте ее нашли на подоконнике в одном из детских садов. Есть очень странное место в Челябинске, где серебристые лужицы возникают вот уже второе лето подряд. 21-й дом на улице Российской соседствует с горбольницей номер пять. Жильцы этого дома уже четыре раза вызывали по тревоге специалистов ГО и милиционеров - в мае прошлого года и в июле нынешнего.

Ртуть собирают, проводят дознание, но источник появления очагов заражения так и не выясняется. По словам начальника Калининского РОВД В. Шеремета, задача милиции в подобных случаях - обеспечить оцепление. Расследование этих фактов не производилось, уголовных дел не возбуждалось. Жителям "заколдованного" места остается только внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить ненароком на ядовитую жидкость, которая считается, кстати, веществом первого класса опасности. Понятно, что подобные вещества не должны появляться на городских улицах. Но вот ведь - появляются. Откуда? Поиски источника привели меня в экологическое предприятие "Мериз". Нет, оно не разбрасывает ртуть, а как раз наоборот - собирает. Но обо всем по порядку.

Если вы разбили градусник, то постараетесь как можно быстрее собрать опасные шарики и избавиться от них. Как? Уверена, что, не задумываясь о последствиях, выбрасываете в "мусорку". Оттуда они попадают на городскую свалку. И если у вас дома ртуть представляла опасность только для вас и членов вашей семьи, то, смешавшись с отходами промышленного мегаполиса, она начинает отравлять городскую среду.

От одного термометра ущерб, конечно, невеликий. Но эта проблема возникает и для огромного количества ртутьсодержащих приборов, которыми насыщены сегодня промышленные предприятия. Подсчитано, что они хранят ни много ни мало - полторы тонны этого опасного металла, слитого из отработавших свой срок приборов. Только на "Уральской кузнице" (Чебаркульском металлургическом заводе) скопилось его 280 килограммов. Почему хранят? Да потому, что просто выбросить на свалку нельзя, а утилизация (точнее - демеркуризация) стоит денег. А с ними напряженка. А ведь, кроме того, необходимо систематически избавляться и от вышедших из строя люминесцентных ламп (ЛБ, ДРЛ), которые тоже содержат ртуть. Они используются не только для освещения городских улиц и предприятий, но и в школах, больницах, детских садах, проектных институтах. Опять же по подсчетам специалистов, Челябинск потребляет в год около миллиона таких ламп. Если кому-нибудь пришло бы в голову свезти их в одно место, то образуется воздушный ядовитый "пирог" площадью 100 квадратных километров и высотой 10 метров.

Проблемой утилизации ртутьсодержащих ламп власти всерьез озаботились четыре года назад. Тогда вышли документы областной и Челябинской городской администраций по этому поводу. Тогда же был создан и упомянутый выше "Мериз", который стал владельцем единственной на Южном Урале установки по демеркуризации ртутных ламп и приборов. Именно сюда предписывалось сдавать их всем предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности. Сейчас он имеет договоры о сотрудничестве с 360 предприятиями Челябинска и области.

- За период нашей работы, - рассказывает директор "Мериза" Валерий Дубков, - мы утилизировали около миллиона ламп. А возможности - 700 тысяч в год. Дорогостоящая установка, к сожалению, загружена лишь на треть мощности. Почему? Вот показательный пример. Мы находимся на территории ЧМК и поэтому берем лампы у металлургов в счет аренды. Так вот, это предприятие сдает 30 процентов городского объема сырья для нашей установки. И не потому, что здесь огромное количество ламп, просто другие промышленные гиганты не могут найти средства, чтобы заплатить за демеркуризацию.

- Накопление таких ламп в одном месте, наверное, опасно?

- Несколько лет назад был неприятный случай на складах прядильно-ткацкой фабрики. Там, на берегу Миасса, скопилось большое количество ламп. Однажды на склад залезли мальчишки и переколотили их. Возникла угроза заражения большой территории, в опасности оказалось и здоровье маленьких хулиганов. Пары ртути приводят к серьезным отравлениям, даже к смерти. Но, даже зная об этом, некоторые руководители игнорируют соблюдение правил утилизации.

Вот вам и искомый источник появления опасного металла на городских улицах. Вероятно, больницы, предприятия недооценивают опасность смертоносной жидкости, не соблюдают установленные правила хранения и утилизации. Вот и появляются на помойках целые горы разбитых градусников, пробирки и сосуды с ртутью. Все эти находки, кстати, принимает от главной диспетчерской службы Челябинска тот же "Мериз".

- Мы берем все это, составляем акты, утилизируем. Правда, ни одно постановление не говорит, кто должен платить за демеркуризацию бесхозной ртути, - заметил Валерий Дубков.

Он рассказал, что областной и городской экологические фонды выделили специально средства, и бюджетники теперь могут сдавать свои лампы на утилизацию бесплатно. За последние полтора года таким образом проведено работ на 250 тысяч рублей (новыми). Школы, больницы, интернаты и другие соцкультобъекты смогли наконец-то избавиться от опасных накоплений. "Мериз" приглашает всех, кто еще не собрался, сделать это.

Радует и то, что челябинцы начинают понимать, что бесхозная ртуть опасна. Недавно в "Мериз" позвонил ветеран войны и труда Николай Михайлович Ковалевский и попросил забрать у него вышедший из строя танометр. Поехали, забрали, поблагодарили за сознательность. Факт редкий. Он заставил специалистов задуматься о том, как заинтересовать людей. Конечно, никто не повезет свою лампу или градусник через весь город, чтобы сдать его да еще и деньги заплатить за утилизацию. Очевидно, для горожан нужен материальный стимул, проще говоря, надо им платить за каждый сданный прибор. Но пока этот вопрос только обсуждается.

Но есть более масштабная проблема, которая становится серьезнее с каждым днем. Оставшаяся после демеркуризации ртуть уже "забила все закрома" названного выше экологического предприятия. Валерий Дубков считает, что такое ее количество становится бомбой замедленного действия и представляет угрозу для безопасности горожан.

Предполагается, что эти отходы будут отправляться в Казань, где работает установка по дальнейшей переработке ртути и превращению ее в сырье для промышленности. Но способ транспортировки сегодня до конца не продуман. Сейчас для этого требуются не только пять тысяч рублей, но и охрана, и специальная техника. Всем этим "Мериз", к сожалению, не располагает. Сотни килограммов, скопившиеся на складе, представляют сегодня серьезную проблему. Валерий Дубков ходит с ней по коридорам власти буквально как "с писаной торбой", но решения пока не найдено. А ртути становится все больше...

Алевтина НИКИТИНА.