04-10-97


В реанимацию тоже очередь

В нее выстраиваются челябинские дети, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи

Чтобы попасть в отделение реанимации детской городской больницы # 8 (это главный челябинский центр детской "неотложки"), надо выстоять живую очередь. Она может подойти через несколько часов, а может и через несколько суток, когда ребенок в ней уже не нуждается...

Челябинск обеспечен детскими реанимационными койками немногим больше чем наполовину. Отделение реанимации за десятки лет своего существования никогда не было оснащено хотя бы по минимуму. Сегодня в нем не хватает 75 процентов оборудования. А показатель прироста младенческой смертности за прошлый год в области составил шесть с лишним процентов. В блоке неонатальной реанимации отделения (в него поступают недоношенные новорожденные) показатель летальности (смертности) за восемь месяцев этого года составил 17 процентов - каждый четвертый-пятый ребенок. Много это или мало? Сравнение с европейскими государствами здесь не очень уместно, но без него всего драматизма ситуации не увидишь. Там выживает примерно 80 процентов так называемых маловесных детей. А у нас 80 процентов таких детей погибает...

Может быть, нам эти дети не нужны? Живых-здоровых пруд пруди? Демографические показатели последних пяти лет свидетельствуют: мы поступательно вымираем. Для того, чтобы популяция сохранялась, суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной) должен быть 2,17. А у нас он держится на уровне 0,4 - 0,7. 90 процентов женщин больны. Про мужчин вообще сказать нечего: результатов их обследований не существует. Как следствие, новорожденных, требующих проведения первичной реанимации, у нас появляется на свет в три раза больше, чем в благополучных государствах.

Челябинский профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой неотложной педиатрии государственной медицинской академии последипломного образования В. Романенко прокомментировал эту ситуацию как абсолютно ненормальную.

- Она была бы нормальной только в том случае, если бы мы ставили целью собственное уничтожение, - сказал он.

Проблема эта только отчасти медицинская. Врачи определяют ее решение лишь на 10-12 процентов. Остальное - за клубком социально-экономических и прочих проблем. В отделении детской реанимации мне сказали, что показатель младенческой смертности мог бы быть снижен на 20 процентов за счет решения одних только организационных вопросов. Каких? Например, транспортировки. Перевозить недоношенного ребенка из роддома в специальное лечебное учреждение на трамвае нельзя: этап транспортировки - это этап терапии, который не прервешь. Необходимы определенные условия: температура, влажность, вентиляция. И реанимационный автомобиль здесь - как бы часть лечебного отделения, только на колесах. И это самое "отделение" сегодня пребывает в состоянии такой изношенности, что колеса отваливаются. К тому же автомобиль один, и если он отбыл куда-то по вызову за сотню километров, то быстро привезти в отделение ребенка, появившегося на свет в пятнадцати минутах езды, уже нет возможности. Между тем вопрос его жизни и смерти могут решать минуты. Когда-то у этого отделения существовал вертолет. Он года два уже не летает: у санавиации нет денег. А нужда в нем большая. Несмотря на городской статус, треть пациентов отделения реанимации - из области. "Мы обязаны каждому ребенку дать шанс выжить" - с такой установкой работают здесь врачи. И ненормальной ее не назовешь.

К организационным вопросам относится и создание специального центра для обучения врачей современной технологии первичной реанимации новорожденных. Тесты показали, что неонатологи владеют этим предметом на "два". Обсуждение этой проблемы в областной администрации впервые за многие годы нашло понимание: выделены средства на приобретение техники для организации такого рода обучения.

На недавнем заседании городской Думы был рассмотрен проект комплексной программы "Дети Челябинска". Один из главных ее разделов посвящен вопросу сохранения их жизни и здоровья. По этой программе предусмотрено расширение центра интенсивной терапии и реанимации детской горбольницы # 8, создание тренажерного класса для улучшения подготовки детских реаниматологов, внедрение системы оказания неотложной помощи на основе угрозометрической оценки степени тяжести состояния ребенка... Но в приложениях к программе, рассматривающих ее материально-техническое обеспечение, в графе "источник финансирования" значатся внебюджетные средства. А затраты здесь весьма и весьма велики. Достаточно сказать, что на проведение полного процесса выхаживания одного новорожденного необходимо от 35 до 100 тысяч долларов. Не окажется ли новая программа в скором времени в положении нуждающегося в реанимации?

Ирина ВАСИЛЬЕВА.

г. Челябинск.