04-10-97
В 1916 году семь именитых троицких купцов открыли на восточной окраине города мясохладобойню для нужд военного ведомства. В советские годы бойня стала одним из крупнейших на Урале, современно оборудованным мясоконсервным комбинатом, определяющим продовольственную политику целого региона.
И вот он с декабря прошлого года не работает из-за отсутствия сырья. Куда же подевалось мясо?
Его съели. Обратили в топливо, электроэнергию, семена и запчасти, некоторая доля его стала заработной платой крестьян. Почему?
Во-первых. В течение последних нескольких лет, оставшись без необходимой поддержки государства, сельскохозяйственные предприятия не обновляли свои основные и оборотные средства. Чтобы выжить, не пойти по миру с сумой, хозяйства вынуждены были использовать свой последний резерв - скот, который и был пущен под нож.
Во-вторых. Начала разрушительную работу причинно-следственная связь. Оставшись без сырья, комбинат лишился денег. Поняв это, Красногорский свинокомплекс, давний и хороший партнер троичан, немедленно переметнулся со свининой под уютное крыло Свердловского мясокомбината, которому, несмотря на невзгоды, и по сей день основательно помогает областная администрация.
В-третьих. На троицком комбинате до сих пор не поймут: для чего понадобилось государственной ветеринарной службе области настойчиво добиваться запрета на ввоз скота из соседнего Казахстана - одного из главных и традиционных поставщиков мяса? Ссылались на неблагополучную эпизоотическую обстановку в республике... Но почему тогда не приняли во внимание, что троицкий комбинат - один из немногих в стране, обладающий хорошо отработанной технологией глубокой переработки условно годного мяса, что комбинату дано право самостоятельно контролировать эпизоотическую обстановку не только у себя, но и в Казахстане? Этот существеннейший фактор, который бы позволил выстоять троичанам в нелегкое время, проигнорировали, запрета добились и... поставили подножку комбинату. Возможно, это не только головотяпство, а чьи-то далеко идущие интересы...
Очень огорчились было казахстанские поставщики. Но вскоре, позабыв о добрых партнерских связях, повезли скот в ту же Россию, но уже другим путем: в объезд таможенных постов, в обход санитарно-ветеринарных служб - на разные подпольные и полулегальные заводики и бойни, где нет очистных сооружений, цехов утилизации отходов, где и в помине нет надлежащего контроля. Сегодня их сомнительную и потенциально опасную продукцию потребляют россияне. А троицкий комбинат, обладающий огромными мощностями, уникальными технологиями, умеющий выпускать более двадцати видов высококачественных сертифицированных консервных изделий, строго контролируемых государством, встал.
На днях я побывал на предприятии. Его жизнь едва теплится. И тем не менее здесь сохранены цеха, оборудование, поточные линии, квалифицированные специалисты...
Так где же взять сырье?
Директор ООО "Троицкий мясоконсервный комбинат" В.И. Колодкин побывал на большинстве мясокомбинатов России. Везде, охраняя собственные интересы, защищая себя от иностранной продовольственной интервенции, эти предприятия поддерживают и контролируют местные власти. Сегодня они не только выделяют кредиты для покупки мяса за рубежом, но и обеспечивают своим комбинатам льготное налогообложение! Зато вся их продукция отлично конкурирует с иностранной и... остается дома, в областях.
Увы, троичане ничего подобного не имеют. Мало того, в областном управлении сельского хозяйства даже не контролируют мясную переработку. Так что же, прощай знаменитая троицкая тушенка? Пустот, как известно, в природе не бывает. Думаю, китайцы удовлетворенно потирают руки: их тушенка "Великая стена" получает "зеленый свет" на российский рынок?
Анатолий СТОЛЯРОВ.
(Наш корр.).
г. Троицк.