04-10-97
Для того, чтобы всерьез решить задачу создания работоспособного местного самоуправления, как важнейшего элемента всего государственного устройства в стране, мы должны прежде всего решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. От того, как выстроена будет работа финансов на уровне местного самоуправления, в значительной степени зависит, как будет действовать вся государственная система финансов.
Готовясь к сегодняшнему заседанию, мы проанализировали: какие объемы расходов несет на себе местное самоуправление по важнейшим статьям. И, честно говоря, получили цифры, которые даже для нас были неожиданными.
В целом из всего того, что в стране расходуется на социальную политику, 42 процента приходится на уровень местного самоуправления. Культура, искусство - это на 42 процента уровень местного самоуправления; здравоохранение, физкультура - на 57 процентов; жилищно-коммунальное хозяйство - на 66 процентов, образование - на 67 процентов при том, что среднее образование фактически до 95 процентов - на уровне местного самоуправления.
За последние пять лет, с 1992 по 1996 год, по долям в доходах консолидированного бюджета, местное самоуправление падает, оно сократилось с 28 процентов до 21 процента. А по доле расходов растет за этот же самый период с 24 до 31 процента.
Что это означает? Это означает, что растет объем перераспределения финансовых ресурсов. Растет объем расходов, которые от местного самоуправления идут вверх, перераспределяются между уровнем федеральным в целом, а затем, в той или иной форме, попадают обратно на уровень местного самоуправления. Но попадают уже после какого-то перераспределения, порядок и процедура которого на сегодня пока еще выглядят весьма зыбкими.
В результате - стимул к тому, чтобы снижать затраты, чтобы сокращать расходы бюджета местного самоуправления, сегодня крайне низкий. Да, провел сегодня реальную жилищно-коммунальную реформу, обеспечил демонополизацию по ряду важнейших видов работ в этой сфере, снизил затраты на обслуживание одного квадратного метра жилищной площади, сэкономил на этом 20-50 миллиардов рублей. А что произойдет в будущем году - никому неизвестно. Куда пойдут эти средства - непонятно.
Мы считаем, что здесь действительно нужны серьезные действия с федерального уровня. Сейчас впервые на законодательном уровне вводится новый порядок, при котором то, что дополнительно получено в виде дохода за счет деятельности органов местного самоуправления в бюджет местного самоуправления, не может быть попросту изъято.
От правительства потребуются серьезные дополнительные решения по поддержке местных бюджетов в части неналоговых доходов, и в том числе это касается использования земли, использования имущества.
Мы не только должны поддерживать законодательно и нормативно местные бюджеты, но мы должны и предъявить государственные требования к местным бюджетам. Это касается острых вопросов дефицита местных бюджетов, это касается предельных размеров дефицита местных бюджетов, это касается порядка и определения формирования источника финансирования дефицита местных бюджетов.
Сегодня, когда мы устойчиво, уверенно входим в однозначную цифру инфляции в годовом измерении, когда из нынешних 12-13 процентов 1997 года мы ставим задачу в будущем году перейти в 5-7 процентов, мы можем и должны решать задачи введения нормативной основы для формирования бюджета на уровне местного самоуправления.
С этой целью мы активно работаем и над бюджетным, и над налоговым кодексами. Сейчас есть возможность откорректировать их с учетом утвержденного президентом подхода к местным бюджетам. Все это в комплексе сможет дать толчок становлению полноценной системы государственных финансов снизу доверху.