04-11-03
Сергей ЛИХАЧЕВ
Миасс
Ветер, ветер, ты могуч...
Вот уже десять лет в Государственном ракетном центре (ГРЦ) ученые и конструкторы работают над конверсионным проектом с условным названием "Ветер". И только сейчас наступил прорыв - еще немного, и на российских просторах ветер будет дуть не просто так, а с пользой.
Идея использовать силу ветра для производства электроэнергии не нова - еще в 30-х годах прошлого века в Крыму работала ветряная электростанция мощностью один мегаватт. Долгое время СССР был неформальным лидером в разработке и эксплуатации ветряков. Но в 60-х годах этому направлению перестали уделять внимание, основное внимание было направлено на развитие ТЭЦ, ГЭС и АЭС.
Весь цивилизованный мир тоже не обращал пристального внимания на альтернативные виды производства электроэнергии. Прорыв наступил в 80-е годы, когда мировая экономика оказалась заложницей энергетического кризиса. Запредельные цены на нефть заставили правительства многих стран задуматься, стали создаваться законы, стимулирующие развитие этого сектора экономики.
Ветровые электростанции в США производят существенную долю электроэнергии в стране. В Европейском союзе предполагается в 2010 году довести долю электроэнергии, вырабатываемой ветроустановками, до 16 процентов. Привлекают автономность подобных установок и экологический аспект.
Конструкторы ГРЦ, опираясь на уникальную экспериментально-испытательную базу, смогли сказать свое слово в деле строительства ветряков. Ими разработана и находится в стадии производства ветроустановка мощностью 30 кВт с вертикальной осью вращения ротора, тогда как в мировой практике превалирует горизонтальное расположение лопастей. В последнем случае необходима система ориентации на ветер, конструкция должна вращаться с учетом направления ветра. Разработанная нашими инженерами модель избавлена от этого недостатка.
Разработками миасских ученых заинтересовались их зарубежные коллеги. В США есть специальная программа, помогающая ученым оборонных предприятий стран бывшего СССР встать на мирные рельсы. Первоначальный интерес к российским разработчикам проявил департамент энергетики США - американским специалистам показались интересными конструкторские решения и научные исследования южноуральцев. Что неудивительно: специалисты ГРЦ высоко ценятся во всем мире. Конструирование ветряной электростанции по европейской классификации равно разработке вертолета. Вот и получается, что в итоге будет выполнена научная разработка по российским расценкам, а ведь не секрет, что наши ученые при очень высоком КПД оплачиваются не слишком дорого. Словом, соотношение цены и качества американцев устроило, нас же вполне устраивает, что американские деньги могут помочь России начать использовать альтернативную энергию.
Каждому человеку - свой рубильник
Сейчас рынка альтернативной энергетики в России не существует. Ни одно предприятие серийно ветроэнергоустановки не выпускает.
- ГРЦ на этом направлении занимает одно из лидирующих положений, - говорит главный конструктор направления Владимир Кривоспицкий. - Уже летом будущего года мы будем в состоянии запустить 30-киловаттную установку с вертикальным ротором. Заказов на нее очень много, особенно из северных регионов и Дальнего Востока, где сложная энергетическая обстановка. Вообще география заказов очень широка. Другое дело, что в нашей работе должно быть заинтересовано Правительство России. Будет неплохо, если людей станут стимулировать покупать наши установки не только для обеспечения собственных нужд в электроэнергии, но и для ее продажи. Это, в свою очередь, дало бы толчок к буму производства экологически чистой энергии. Для этого нужна помощь наших законодателей.
То, о чем говорит Владимир Павлович, на Западе уже пройденный этап. Владельцы ветряных и других альтернативных электростанций там избавлены от ряда налогов. Кроме того, владельцы линий электропередачи обязаны покупать электроэнергию у своих альтернативных собратьев по ценам вдвое выше рыночных. Все это делает бизнес привлекательным. Группа наших ученых, посетивших летом этого года США, видела огромные конгломераты ветряков, к примеру, 40 рядов по 50 штук в каждом. Неплохой бизнес, и разорить тебя может лишь затяжной штиль. Окупаемость ветряка - несколько лет, работать же он будет как минимум лет 20.
На ветре, кстати, свет клином не сошелся. Чем плох прижившийся в Штатах метод добычи электроэнергии из: мусора. Огромная компостная яма постепенно заполняется отходами, там прокладываются трубы, все это засыпается землей и 50 лет гниет, вырабатывая газ, вращающий турбины. А можно возле города найти участки, где оболочка магмы наиболее близка к поверхности земли, пробурить два-три километра, опустить туда трубы, закачать воду для разогрева и вновь наслаждаться экологически чистой энергией. Для управления такими электростанциями требуется один оператор. И, что особенно приятно, ни мусор, ни магма, ни ветер не обладают свойством заканчиваться, что непременно произойдет когда-нибудь с нефтью и газом. И ужаса на человечество такие поставщики энергии не навевают - второго Чернобыля в случае аварии не произойдет.
Готова ли Россия делать деньги из воздуха, покажет время. В любом случае многочисленные скандалы, когда от электроэнергии отключаются то птицефабрика, то командные пункты противоракетной обороны, наше государство не красят.
Ветер стал дешевле угля
Ветровая электроэнергия стала дешевле электроэнергии, получаемой на теплоэлектростанциях. Ныне в США стоимость ветровой электроэнергии составляет три-четыре цента за киловатт/час. В начале 80-х годов, на заре развития ветровых электростанций, стоимость кВт/час составляла 40 центов, к концу 90-х она уменьшилась до пяти центов.
Ветряная энергия в США уже может конкурировать с электроэнергией, добываемой за счет сжигания угля, которая стоит два-три цента за кВт/час. Однако, если принимать в расчет негативное воздействие "угольной" энергии на окружающую среду и состояние здоровья населения, то ее цена возрастает до 5,5-8,3 цента за кВт/час.
Ветровая энергетика ныне развивается быстрее, чем все другие секторы энергетики. По данным министерства энергетики США, ветровая электроэнергия составляет менее одного процента всей энергии, производимой в стране, на долю угля приходится 52 процента. В этой сфере США далеко отстают от Европейского союза, где в 2002 году производство ветровой электроэнергии выросло на 33 процента и достигло 23056 МВт (в США - 4685 МВт). Более 70 процентов ветровой электроэнергии, вырабатываемой в мире, производится в Европе.