04-12-03


Легкая рука Ольги Рузаковой

Кроме престижной стипендии аспирантка-математик из ЧелГУ "завоевала" два гранта

Елена ФРАНЦЕВА

Челябинск

Кафедру математического анализа я застала в авральной суете. Готовясь к ремонту помещения, сотрудники во главе с доктором физико-математических наук профессором Георгием Свиридюком перетаскивали столы, стулья, расставляли по новым местам компьютеры. Пришла же я сюда, в Челябинский госуниверситет, чтобы познакомиться с аспиранткой математического факультета Ольгой Рузаковой, отмеченной в этом учебном году стипендией президента России. Таких во всех вузах нашей области едва с десяток наберется. Казалось, для кафедры, где занимается и преподает Ольга, факт такого отличия и вовсе уникален. Но, оказалось, в небольшом коллективе, где всего-то полтора десятка сотрудников, многие удостоены если не именных стипендий, то каких-либо весомых грантов. Ожидая "предмет моего интереса" - Ольгу Рузакову, я познакомилась с ее одноклассницей, ассистентом той же кафедры и тоже аспиранткой математического факультета Минзилей Сагадеевой. Золотая медалистка и обладательница "красного" диплома, участница многих международных конференций по математике, сегодня она в числе стипендиатов правительства России. Научный руководитель обеих девушек - доцент кафедры матанализа, кандидат наук Владимир Федоров сам, учась в аспирантуре, получал стипендию российского президента. В предремонтном раскардаше заведующий кафедрой Георгий Анатольевич разыскал свою папку, чтобы продемонстрировать мне только что полученный им документ. Он свидетельствует, что Владимир Федоров и Ольга Рузакова получили гранты Министерства образования страны на свою научную работу. Между прочим, из этой официальной бумаги следовало: всего по университету на сей раз только три человека удостоены этой материальной поддержки, двое из них - математики. Но опять-таки мне дали почувствовать - ничего из ряда вон в событии данном нет, награды заслуженные.

...Но вот и она пришла после занятий со студентами. Худенькая, улыбчивая. Тут же ее "нагрузили" общественной работой по распространению билетов на общеуниверситетское шоу по выборам "Мисс ЧелГУ". Ничего от облика серьезной научной дамы, изображенной на портрете Софьи Ковалевской, под которым мы уселись для беседы. Мне показалось это забавным. И стало еще более любопытно, как в наши лихие времена красивые юные девушки приходят и остаются в науке - да еще такой, как математика. Понимаю, что дорога тут у каждого своя, индивидуальная. Какая у Ольги?

Ее родители - простые рабочие: мама - маляр, отец - станочник. Не финансовое благополучие, хочу этим подчеркнуть, определяет строй этой семьи и систему воспитания в ней. Однако в итоге к природной одаренности Ольги добавлены были добрые человеческие качества. Смогли Рузаковы так воспитать своих детей, что сегодня они - повод для родительской гордости. Старший брат Ольги, Андрей, окончил ЮУрГУ и ныне преподает в Челябинском педуниверситете. Брат и сестра недавно встретились во время приема по случаю вручения грантов губернатора области: они оба были удостоены этой чести - в разных номинациях, правда.

В 106-й школе, которую заканчивала Ольга, в старших классах у них ввели "специализацию". Ольга и Минзиля учились в классе "экономистов". Заниматься с этим классом по физике и математике пригласили Георгия Свиридюка. Вот он - случай, определивший сегодняшнюю стезю Ольги. Можно, конечно, предположить, что выбери она экономику или другой какой предмет, то тоже училась бы отлично. Но выбрала вот математику. И не прикладную, с которой в наше практичное время, наверное, можно было бы неплохо устроиться, а "чистую математику". Такой вот Георгий Анатольевич "агитатор"! И очень увлеченный своей наукой человек. В университетском киоске я видела книгу о линейных уравнениях Соболевского типа. Совместный труд Г. Свиридюка и его ученика В. Федорова, который сегодня работает над докторской диссертацией. Это ли не стимул для сегодняшних удачливых аспиранток!

- А как получилось, что вы стали научным руководителем Ольги: был какой-то приказ по кафедре или вы выбрали себе ученицу? - спросила я Владимира Евгеньевича.

- На третьем курсе Ольга подошла ко мне с курсовой работой, - рассказал он. - На кафедре не принято отказывать в таких случаях. А потом была квалификационная работа на степень бакалавра, дальше - магистратура, и вот теперь Ольга второй год в аспирантуре, дела у нее идут хорошо.

Есть критерий, или, по словам В. Федорова, индикатор для оценки достижений в научной деятельности. Он главенствует на кафедре, как, впрочем, и в целом сегодня в науке. Это количество публикаций в центральных изданиях - журналах Академии наук. У Рузаковой уже две публикации в таких журналах. Еще одна научная статья отрецензирована и должна появиться вскоре.

Господи, а на что-то еще, кроме науки, преподавания студентам, остается время? Остается, рассмеялась Ольга. И на чтение (фэнтази, не детективы), и на общение с друзьями, и на домашнюю любимицу - кошку Бусю. Мама, любительница цветов, просит помочь пересадить цветок - считает, что у дочери легкая рука. Дай Бог и далее везения!

Как можно было догадаться, научный интерес Ольги Рузаковой - все те же линейные уравнения Соболевского типа. Ее диссертационная тема посвящена исследованию их управляемости. Кстати, Сергей Соболев, чье имя - редкий случай в математике! - стало прилагательным, - почти наш современник. Его работы носили буквально революционный характер в математике ХХ века.

Между прочим, Соболев стал членом-корреспондентом РАН в 27 лет, а академиком - в 30! Блестящий не только ученый, но и преподаватель, он однажды сказал: "Студент - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь". Мне кажется, на кафедре матанализа это "чудо" умеют творить. И убедилась - очень ревниво оберегают. Я поинтересовалась, не хочет ли Ольга Рузакова воспользоваться приглашением одного из зарубежных вузов, предлагающего дистанционное обучение и в итоге свой диплом. Услышав мой вопрос, профессор Свиридюк вмешался в нашу беседу и очень горячо стал доказывать, что данная практика - это "игра в одни ворота". Он привел примеры, когда выпускники математического факультета, соблазнившись преимуществами западного образа жизни, покинули Челябинск и сейчас живут и работают за рубежом или на "аэродроме подскока": в каком-нибудь столичном вузе. "А кто же будет у нас?" - взволнованно говорил профессор, и боль его понятна. Столько сил, энергии вкладывает учитель, чтобы "зажечь факел", помочь ему разгореться.