04-12-03
В течение нескольких месяцев в Миассе, на берегу одноименной реки, жил бомж. Он не мог передвигаться самостоятельно и кормился лишь щедростью немногочисленных прохожих. Осенью стал объектом журналистского интереса, о нем написала городская газета. Да вот беда: вышел материал уже спустя несколько дней после смерти героя. Говорят, что он, как и обещал корреспонденту, разделся и лег на землю. Это называется усталостью от жизни.
Смерть почти публично ушедшего из жизни бомжа не всколыхнула общественность. Мало ли бомжей умирает тихо, оставив о себе лишь строчку в милицейской хронике?
Если честно, мне очень грустно, когда наше общество обсуждает возможность смертной казни, не замечая при этом, что наше государство давно уже казнит без суда и следствия, казнит, не находя денег на тарелку горячего супа и койку. В любом, пусть даже самом цивилизованном обществе обязательно есть люди, не способные вписаться в социум. Но наш глаз уже замылен и не может вычленить их из городского пейзажа.
Внимательно читаю всю предвыборную прессу, нигде, ни в одной листовке или газете-однодневке не прочитал обещания хотя бы вникнуть в эту проблему. И говорит это не только о том, что сами бомжи электоральной силой не являются и обращаться к ним кандидаты не спешат. Главным образом это показатель того, что мы, общество, не готовы выступить посредниками между властью и выкинутыми из социума людьми. У нас сколько угодно защитников бродячих собак, но их практически нет у бродячих людей.
Недавний случай, описанный "Челябинским рабочим", когда в Южноуральском медвытрезвителе от переохлаждения умер подобранный на улице человек, очень нетипичен. По логике должностных инструкций, фельдшер должен пожать плечами и отказаться от такого клиента. У него имеется список болезней, с коими вытрезвлять нельзя, и список этот столь внушителен, что только диву даешься, где же они набирают себе клиентов, чтоб и без вшей, и не эпилептик, и черепно-мозговой травмы не было...
Что же касается "скорой помощи", то если и приедет она на вызов к бродяге, то дальше приемного покоя больницы пациент не попадет. Да и не будет никто беспокоить врачей: дай Бог, чтобы "нормальных людей" обслужили.
Словом, нет ничего удивительного в том, что уход из жизни бомжа не вызвал в городе волнений. никто и не заметил, что в строчку муниципального бюджета, обеспечивающую бесплатные похороны, влезла очередная сумма. Пришлось-таки городу потратиться на этого бомжа. Десятки других пока стоят в очереди - на необитый гроб, вырытую в морозной земле яму.
Сергей ЛИХАЧЕВ
собственный корреспондент