04-12-98
А накануне мы разговаривали с художественным руководителем и главным дирижером "Малахита" заслуженным деятелем искусств России профессором Виктором Лебедевым.
- Виктор Григорьевич, "Малахиту"- десять лет. А вам сколько?
- Под пятьдесят.
- Скажите, а вот лет тридцать назад, когда учились на баяниста в Челябинском музыкальном училище (знаю, что вашим сокурсником был известный уральский композитор и ныне житель Германии Владимир Веккер), вы уже мечтали стать во главе народного оркестра?
- Да нет, конечно. Но, знаете, все, кто тогда учился в музыкальном училище, ходили в ДК тракторостроителей. Там был оркестр русских народных инструментов, существовавший чуть ли не с царских времен. Замечательный коллектив! Я с ним объездил на гастролях весь Советский Союз, сыграл на баяне второй концерт Рахманинова и симфонию Шуберта и понял, что русскому народному оркестру созвучна любая музыка.
В училище, как все, сдавал дирижирование. А уже потом судьба заставила руководить самыми разными оркестрами. В начале 80-х - студенческий оркестр народных инструментов Челябинского института культуры (к тому времени я уже лет десять преподавал там). Формировался коллектив, копился опыт, в том числе и опыт выступления со звездами: Белла Руденко, Юрий Марусин, Мария Биешу, Александр Марчаковский, Галина Черноба. Шло накопление духовных сил, творческий порыв был, желание всегда быть вместе, совместно. В 1988-м зашел разговор о профессиональном статусе. Где взять деньги, кто поможет? Филармония от нас отбивалась двумя руками. Помогли Фонд культуры (Кирилл Шишов), музыкальное общество (Тамара Патюкова) и Челябинская птицефабрика, которая стала спонсором.
Но сначала они приехали нас послушать: директор Владимир Мурашов, секретари парткома, профкома...
- Наверное, и комитета комсомола.
- Как положено. Кстати, именно комсомолец встал после концерта и сказал: "Я до того, как услышал, был категорически против, а теперь первый проголосую за". Зарегистрировались, стали профессиональным коллективом. Тогда же нас и услышал впервые Николай Николаевич Калинин, руководитель оркестра имени Осипова. И сказал: "Можете спокойно выступать в Москве". И мы поехали на концерт в Колонном зале. Потом было много других концертов, с Леонидом Сметанниковым и Ренатом Ибрагимовым, Иосифом Кобзоном и Сергеем Захаровым, с Еленой Образцовой - незабываемый.
- А много музыкантов "Малахита" верны вам и оркестру все эти десять лет?
- Основной костяк - это те, с кем меня связывают гораздо более долгие творческие отношения. С Петром Раковским - нашим виртуозом-баянистом - мы с 1972 года играли дуэтом. С домристом Олегом Власовым знакомы с этих же лет.
Разумеется, кто-то уходит. Пять человек уехали жить за границу, в Германию.
- Играют там?
- Да вряд ли. Кого-то удалил из коллектива я сам. Это ведь сложное дело: долгий отбор, когда должны совпасть стремления, человеческие, музыкальные, жизненные позиции. Нужно терпение, умение понимать друг друга. А отвечать за все в конце концов должен один человек - я. Знаете, как сказал Евгений Светланов: "Музыкант может заболеть, а дирижер имеет право только умереть".
Могу сказать, что когда-то больше ценил профессиональные, а теперь - человеческие качества. Обкатка и притирка идут все десять лет: кто-то набирается профессионализма, кто-то человеческих качеств. Но всегда присутствует уважение друг к другу.
- Ольга Ивановна Лебедева, ваша супруга и директор "Малахита", здесь тоже с первого дня?
- Она всегда была рядом.
- А студенческий оркестр народных инструментов в институте культуры продолжает существовать?
- Да. Им сейчас много занимаются два моих аспиранта, и я стараюсь дать им побольше свободы самовыражения.
- Виктор Григорьевич, этим летом у "Малахита" состоялись первые зарубежные гастроли. Страна была одна - Португалия, а в зале собирался весь мир, ведь вы играли на всемирной выставке "ЭКСПО-98". В Лиссабоне я был вместе с вами и могу засвидетельствовать триумфальный успех "Малахита". Вас чем-то удивила иноземная публика?
- Скорее, подтвердила то, что я знал давно: русский народный оркестр созвучен любой мировой музыке, совпадает по тембру, по характеру с той музыкой, которую исполняет. А для "ЭКСПО" мы собрали музыкальную палитру всего мира. Он универсален, такой оркестр, и принадлежит всему миру, хотя родиться мог только в России.
Вот почему надо обязательно играть разную музыку: классическую и современную (мы, как никто, много играем наших уральских композиторов - творчески это очень интересно), серьезную и легкую, даже джазовую. Только на самом высоком уровне и никак иначе. Но знаете, на последнем нашем концерте в Увелке подходили люди и снова, и снова говорили: "Как здорово, что вы играете классику. Играйте больше".
- Вы много ездите по области...
- Ездили бы больше, тем более, что везде, где выступали, нас ждут снова. Но проблема - нет своего автобуса. Просим, где можем. Они ломаются. Ехали из той же Увелки, сломался автобус. Мороз - минус тридцать девять, ночь с пятницы на субботу. Спасибо главе района - прислал автобус для нас и тягач для поломанного.
Это нужно для дела, потому я и пожаловался, хотя вообще не люблю этого. Тем более, что нам много помогают: администрация области приняли специальное постановление, посвященное юбилею "Малахита". Мы благодарны институту культуры, нам удобно здесь, в этом зале, хотя, конечно, и он нуждается в реконструкции.
- Каким будет юбилейный концерт, Виктор Григорьевич?
- Мы пригласили тех, кто с нами уже работал, кто захотел и, главное, смог приехать (хотели-то очень многие звезды, но у всех жесткое гастрольное расписание). Приедет Николай Калинин - художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П. Осипова. Он встанет за дирижерский пульт "Малахита". Николай Николаевич привезет и солистку своего оркестра Любовь Муравьеву, играющую на гуслях звончатых - уникальный инструмент, не звучавший в Челябинске.
Из столицы приедут замечательные наши певицы: Александра Стрельченко, Татьяна Петрова (весной "Малахит" выступал с ней на юбилее "Челябинского рабочего"), Надежда Крыгина. Из Магнитогорска - Наталья Заварзина и Валентина Олейникова. Дуэтом будут петь солисты Челябинской оперы Галина Зайцева и Николай Глазков. Из челябинских певцов назову еще Ирину Галееву и "поющего хирурга" Михаила Малышева, ездившего с нами в Португалию. И конечно, в первом отделении покажут себя солисты "Малахита".
- А что в послеюбилейных планах "Малахита"?
- Нам предложили гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, надеюсь, они состоятся в феврале. Будет новый концерт с Еленой Образцовой, только в этот раз мы планируем, что вместе с ней будет петь и ее дочь Елена Макарова. Поездка с гастролями по области под патронажем губернатора. Отдельный замысел - концерт с лучшими народными певцами области. На днях культуры городов и районов области, которые сейчас регулярно проходят в Челябинске, я открываю для себя столько талантов! Мы готовим пушкинскую программу "Малахита", в деталях раскрывать ее не буду, придете - услышите. Обязательно будет сольный концерт с Натальей Заварзиной. И последняя радостная новость: Дмитрий Хворостовский, с которым мы давно вели переговоры, дал согласие и внес концерт с "Малахитом" в свой гастрольный план.
Владимир СПЕШКОВ.