05-01-02
Дорогие меломаны, друзья некогда очень популярной челябинской группы! Взялся я за перо не случайно. Казалось бы, 31 год прошел со дня основания ансамбля и нет необходимости ворошить прошлое - уже и не круглая дата... Да нет. Обстоятельства вынуждают...
Нежелание выносить "сор из избы" не всегда положительно сказывается на дальнейших событиях. 19 лет я сознательно этого не делал - хотел сохранить красивую легенду об уральской команде "Ариэль", которая долгие годы вместе с хоккейной командой "Трактор" была визитной карточкой Челябинска для страны.
7 ноября 1970 года за праздничным столом у Левы Фидельмана, тогдашнего клавишника, мы узаконили день рождения "Ариэля". Думали - двойной праздник будет еще крепче. Ан нет. Обе даты потом поблекли... Нет смысла описывать, какими приключениями была богата наша творческая жизнь, это дело отдельных публикаций и даже книги. Скажу лишь, что главным достоинством "дерзких провинциалов", по мнению прессы, было единство, которое било все рекорды: с 1974 по 1989 год - 15 лет - ансамбль существовал в неизменном составе! Наверное, это и осталось бы достоинством, если б наше расставание (или "размолвка") шло по цивилизованным правилам. Признаюсь, расплачиваться за это единство мне пришлось своим здоровьем, "скорой помощью" и больницей...
Во всем цивилизованном мире образ руководителя в основном трактуется как строгий, решительный, даже грозный, но справедливый. Именно такими качествами я к тому времени, к сожалению, не обладал. Мягкий, где-то обидчивый не в меру, сентиментальный, я позволил музыкантам буквально "сесть на шею". Экспериментировать с составом мне не давали: мол, Челябинск - не Москва... И постепенно у артистов, как это часто бывает, возник комплекс незаменимости. Первая же заграничная командировка 1975 года разделила нас на два лагеря: меня с барабанщиком Каплуном и остальных.
Дальнейшая эксплуатация наших творческих возможностей отражалась на наших голосовых связках. Филармония буквально приказывала работать "на износ", благо дело, даже дворцы спорта "трещали по швам". Однажды мы сделали рекорд в Нижневартовске: 15 концертов всего за 3 дня! В результате - походы к врачу-фониатру. Усталость привела к тому, что некоторые музыканты, превращаясь в ремесленников, формально отрабатывали песни.
И вот здесь, наверное, у меня была возможность решиться на "вливание свежей крови", как это принято в других коллективах. Тем более, что Борис Каплун стал главным инициатором смены состава. Говорю о нем с болью в душе, потому что считал его тогда своим другом, понимавшим меня с полуслова, и еще потому, что в дальнейшей истории он будет главным фигурантом во всех скандалах.
1985 год, Магнитогорск. На 15 минут задержан концерт в цирке - "забузил" Боря, что-то не поделив с Шариковым... Тогда я его с трудом успокоил, сказав, что мы с ним сделаем выводы, надо только все взвесить! А тут - грядущие гастроли: Испания, Франция, Кипр, короче - стерпелось-слюбилось...
1988 год подарил мне звание заслуженного артиста РСФСР, но мои коллеги радости по этому поводу не испытывали. Напротив, во время банкета кто-то буркнул: "А что это ты звание один получил?"... Пришлось прочесть лекцию о том, что здесь - 90 процентов моего труда и что я его не купил, а заработал!
Апрель 1989 года, Харьков, "импичмент". Вся команда пришла ко мне в номер и объявила ультиматум: "Мы лишаем тебя права руководства, потому что создали совет трудового коллектива и сейчас у нас будет шесть руководителей(!)". Я был готов ко всему, но такое!.. Последней надеждой был Борис Каплун, казалось, он встанет и скажет: "Хватит, кончайте этот "дурдом", мы с Иванычем создаем новый "Ариэль"!" Вместо этого - гробовое молчание...
В такой же ситуации оказались уважаемые мною Юрий Маликов ("Самоцветы") и Владимир Мулявин ("Песняры"), которые в то время просто предложили всем участникам пойти по известному адресу и набрали новых! Я же поступил нелогично: взял и ушел сам, не имея уже ни моральных, ни физических сил на борьбу.
"Обалдев" от такого "подарка", ансамбль тут же выбрал себе нового руководителя и взял курс на слом старого "ярушинского" и утверждение нового "гепповского".
Прошло 12 лет. После моего ухода не выдержали грызни в коллективе два Сергея - Шариков и Антонов. Первый стал создателем "Интерволны", второй уехал в Израиль.
Читатель, вероятно, знает и продолжение моей судьбы - группу "Иваныч" (в народе "Ариэль-2"). Хотя я сам считаю, что при всех ее профессиональных качествах - это не "Ариэль", а хороший аккомпанирующий коллектив моему сольному проекту. Равно как и нынешний "Ариэль", собственно, им не является. Поэтому 1989 год я считаю годом творческой смерти ансамбля.
Помнится, тогда я защищал старые "ариэлевские" песни, ведь это - золотой фонд группы! А музыканты все это считали хламом: "Убирай, это никому не нужно!" Но, спустя несколько лет, после авангардных изысков Р. Геппа, публика заставила их вернуться к "ярушинскому старью"...
Все эти годы несколько наших поклонников упорно пытались собрать старый состав, хотя бы на время. Это случалось раз в 5 лет: на 20-летии и на 25-летии группы. Во всех переговорах участвовал кто же, как не Борис? Наконец, однажды - это было почти два года назад, во время седьмой попытки, он пришел на репетицию, и не один, а с Левой Гуровым, с решительным предложением влиться в мой коллектив, убрав в названии "Новый Ариэль" первое слово, и начать новую, ни на что не похожую жизнь!.. Надо ли описывать восторг моих музыкантов? Первым делом, попели старые хоровые песни - хорошо звучат аккорды!
Ту сенсацию первым выдал "Челябинский рабочий". Прошло три репетиции. На радостях я пригласил обоих "старичков" на съемку передачи "Два рояля" (Лева почему-то не поехал). В дороге - сплошные признания в любви: ни дать, ни взять - встреча фронтовиков в 45-м!
Вернувшись со съемок, через два часа после поезда Каплун звонит во Дворец культуры железнодорожников, и наш барабанщик Виктор Риккер в трубке слышит следующее: "Витек, ты знаешь, я не могу с вами... Жена не разрешает, и Гепп в ногах валяется..." По-моему, дальнейшие комментарии излишни.
Каплей, переполнившей мою чашу терпения, явилось напечатанное в "Челябинском рабочем" за 8 декабря прошлого года заявление музыкантов гепповского состава, что только мы, мол, и есть "Ариэль" и больше никто! "Аз есьм!!!" В довершение всего они посылают факс на имя устроителей грандиозного концерта "Хит-парад 80-х", который состоялся 15 декабря 2001 года в Москве с участием супергрупп тех лет. В факсе угрожают судом, поскольку, мол, торговый знак "Ариэль" в лице Ярушина противозаконен! Возмущению организаторов не было предела! Ведь они пригласили лично меня как автора популярных песен того времени!
К сожалению, неудачи аранжировок Геппа отражаются и на общей репутации группы - недавно битломаны Москвы занесли "Ариэль" в "черный список" за выпуск кощунственного диска на темы песен "Битлз".
Я сознательно не касаюсь творчества, все равно меня обвинят в предвзятости. Но если хотите мое мнение и коротко, то от бывшего "Ариэля" в современном остались лишь усы барабанщика да челюсть руководителя (если им так удобно себя классифицировать, судя по их же признанию). А вот кому они собираются аккомпанировать (после Олега Митяева) в перерыве между успешной сдачей металлолома, покажет будущее.
А в регистрации названия "Ариэль" мне в Москве не отказывали. Просто скоро я буду выступать под собственной фамилией, где после нее, в скобках, гордо будет стоять имя моего прошлого, как это делают все кумиры ушедших лет!..
Уважаемый читатель "Челябинского рабочего"! Наверное, все, что я здесь сообщил, не так уж и ново, но все-таки кое-кому нужно освежать память, склероз - штука серьезная! За этими фактами стоят реальные люди: от монтировщиков сцены до административных работников культуры области. Вспоминаю слова Аллы Пугачевой пятилетней давности после 25-летнего юбилея "Ариэля", сказанные у трапа самолета директору Челябинского академического государственного театра драмы Владимиру Николаевичу Макарову: "Скажи Валере, пусть не обижается, что я не осталась на банкет. Для меня "Ариэль" - это Ярушин, а там видно, как бывшие тянут одеяло на себя... Мне это неприятно".
В который раз переслушиваю свою любимую старенькую рок-оперу "Емельян Пугачев" и вдруг открываю для себя почти мистическую картину: история предательства Емельяна своими подвижниками - это точь-в-точь моя судьба! Да, все в жизни повторяется, даже спустя сотни лет!
Благодарю газету за публикацию.
С уважением к своему зрителю
Ариэль Иваныч Ярушин