05-02-04


Ирина АЛФЕРОВА: "Нужно, чтобы тебя любили"

Знаменитая актриса считает сцену не профессией, а образом жизни

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

"А где Алферова-то?" - прошептал кто-то из журналистов, когда началась пресс-конференция с коллективом московской "Школы современной пьесы", где знаменитая артистка состоит в штате. А между тем одна из первых красавиц российского кинематографа сидела среди коллег. Впрямь довольно неприметная: в простом черном свитерке, расклешенных джинсах, сапожках без намека на изыск. И лицо ее было таким домашним, обыденным, без грамма косметики, а затемненные стекла очков скрывали не подведенные гримом глаза. Но когда она начала отвечать на вопросы, улыбнулась, как-то внутренне зажглась, в ней со стопроцентной определенностью проглянули черты ее обаятельных и обольстительных героинь: Даши из "Хождения по мукам", Констанции из "Д'Артаньяна и трех мушкетеров", Ксении из "Василия Буслаева".

Потом, когда Ирина откликнулась на мою просьбу побеседовать, нас окружили фоторепортеры, но их "обстрел" она восприняла с негодованием: "Не надо меня снимать! Умоляю, не снимайте!" И, как бы оправдываясь, объяснила: "Я с утра кремом намазалась, лицо должно отдохнуть. Иначе мне нечего будет зрителю "принести". Тяжело на гастролях! Я не высыпаюсь, у нас ночные переезды, смена городов". Выглядела она действительно усталой. И я спросила:

- Ирина Ивановна, для поднятия тонуса вы, наверное, ходите в какой-нибудь тренажерный зал?

- Если бы вы видели, как интенсивно мы работаем, особенно в последние десять лет, если бы взглянули на мое расписание: Как-то мы прилетели, и уже через час меня разбудили на спектакль, я вообще не спала, была в ужасном состоянии. Но я же не имею права плохо играть! А внимание зрителей! Они хотят выразить любовь артисту, причем даже в такой странной форме: подходят, трогают, хотят, чтобы ты им улыбнулась. Надо как-то бережнее к нам относиться. Потому что спектакль - это огромная трата сил. Ужас, какие силы нужны! Ну а тренироваться все равно надо. Сегодня я, правда, заставила себя в отеле зарядку сделать, чтобы мышцы тела были в тонусе.

- А как насчет лица?

- Ой, ничего особенного не делаю. Умывание и крем. Я пока варвар по отношению к своей внешности, так нельзя уже поступать.

- Когда у вас не очень хорошее настроение, какими средствами вы с этим боретесь?

- А зачем бороться! В нашей работе, как я поняла, любое состояние бесценно. Тогда и рождается объемный образ, живая роль. Разнообразие состояний дает какой-то момент развития. Я не считаю, что плохое состояние - это плохо. Просто на все смотришь иначе, но это ведь ужасно интересно. Главное, не настраивать себя, что наступил конец света. Все проходит, и дурное настроение тоже. И поднять его может все: аплодисменты зрителей, улыбки друзей и моих многочисленных детей. Случилось у меня несчастье: машину разбила, да так, что не поддается восстановлению. Купила новую (участие в антрепризах позволило мне это сделать). Я сначала села в новый автомобиль, а потом увидела марку - "Мицубиси-Харизма". Харизма! Ну, думаю, это судьба. И сказала себе: "Все, беру, моя машина".

- Поговорим о сюрпризах судьбы. Вы вроде никогда раньше не пели, а теперь поете в оперетте "Чайка" партию Аркадиной.

- Действительно, первый раз запела. Знаете, как это тяжело! Наш худрук Иосиф Леонидович Райхельгауз надо мной издевается при журналистах, говорит: "Профессионально у нас поет только Алферова". Но это подколки. На самом деле они полтора года репетировали оперетту, а я отказывалась категорически. Я фактически всего полтора месяца занимаюсь пением, и мне очень тяжело, потому что все уже пришли подготовленные. К тому же я сыграла уже двух Аркадиных - в чеховской и акунинской "Чайках". В принципе новое качество уже не откроешь. Поэтому мне в каком-то смысле было неинтересно играть в третьей версии. После того, как я все-таки согласилась играть, стала уважать актеров оперетты несказанно: это адский труд. В конце ноября, когда искали Аркадину для оперетты, пригласили Татьяну Шмыгу. Она сидела у нас на репетициях, я ее ужасно полюбила. Но когда я стала ее умолять играть у нас, уверяя, что наши актеры помогут справиться с драматургическими задачами, она наотрез отказалась. И сказала мне: "Нет-нет, вы гениально играете, у меня так не получится".

Недавно я специально пригласила на оперетту "Чайка" своих друзей-скрипачей, потому что понимаю, что моя музыкальность никакой критики не выдерживает. Я там все время пою не в той тональности. А они пришли в восторг, всю меня обцеловали и говорят: "Вы все поете в разных тональностях, но это не важно. Мы просто отдохнули и такое наслаждение получили! Всех родственников позовем!" Может, зря некоторые журналисты нас ругают? Может, надо просто прийти и порадоваться тому, что все актеры работают с самоотдачей. Я там - само свечение, само счастье! Как только я появляюсь, все сразу начинают улыбаться. Вероятно, этому способствует музыка. Недаром японцы принимают на работу только тех людей, которые умеют петь. Если не умеют - берут педагогов и учатся.

- Значит, вы поете без фонограммы?

- Режиссер даже микрофона не признает, считает, что в зал должен идти живой голосовой посыл. Я пока чисто технически пою по ноткам. Надо, чтобы прошло время и набрался этот технический опыт. А пока я ничего не понимаю: где воздух взять, когда его выпустить. Все само собой происходит, иногда я "петуха даю". Но я другими вещами беру - актерскими. Танцую хорошо. Этим и перекрываю свое неумение петь. Я всегда хорошо танцевала, это мое любимое занятие. По моим наблюдениям, с этим рождаются, пластика - природное качество. Я чувствую движение, я люблю его, изнутри понимаю, как двигаться красиво. Меня некоторые балетмейстеры даже ненавидят, но балетмейстер "Чайки" просто на меня махнул рукой. Он сразу понял, что надо дать мне импровизировать, что мне механические движения неинтересны. Импровизация - это тоже сложно, нужно любить то, что ты делаешь. Мне нравится оперетта. Когда я стала репетировать, поняла вдруг, что там нельзя грустить, нельзя драматически разбирать сцену, а нужно все время искать счастливый выход, и это ужасно радостное занятие. Я, пока репетировала, приходила домой очень уставшая, но счастливая. И сделала вывод: надо во всем искать только хорошее. С годами осознаешь, что роль, которую ты играешь, все-таки на тебя влияет. Скажем, даже роль Аркадиной не совсем положительная. В ней есть негативные качества, и я пытаюсь переломить их в хорошее. Правда, делаю это осторожно, иначе могу поломать структуру спектакля, если буду "тянуть на себя". Вообще-то в акунинской "Чайке" мы, если можно так выразиться, хулиганим, импровизируем очень много.

- И в тексте тоже?

- Нет! Этого автор не позволит. Только в интонации. Но все равно это как бы фарс, а фарс - не моя "специфика". Я играю профессионально, но внутри мне от этого неприятно. Что-то во мне ломается: то, чем я жила, что в себе храню. Мне даже жить тяжелее.

- Как вы к прозе Акунина относитесь?

- Я признаю, что его все любят и читают. Но мне его вещи не нравятся. Пыталась их читать, я читающий человек. Не могу! Я сформулировала для себя, что у него очень холодные фразы, это что-то придуманное, он как-то хитро все это делает, но я сразу чувствую.

- На роль это не влияет?

- Нет, роль - совсем другое. Это уже драматургия. Просто Акунин мало написал текста для Аркадиной. Он всем персонажам написал, кроме Аркадиной, а для этой героини не написал ни одного монолога. Вот мне и приходится иные эпизоды "собой перекрывать". Хотя позднее Акунин сам сказал, что если бы он раньше посмотрел наш спектакль, он бы все переписал и дополнил некоторые сцены.

- Вы так любите свою профессию!

- Я всегда была актрисой, сколько себя помню, всегда мечтала выйти на сцену. Это даже не профессия, а образ жизни. Мне интересна глубокая мелодрама, что-то умное, философское. Я обожаю свои спектакли, и даже не столько эти, в "Школе современной пьесы", где много актеров и многое без меня сделано. Вот в антрепризе - там больше моего творчества! Все лучшее, что во мне накоплено, что я пытаюсь сохранить, я отдаю антрепризным ролям, потому что я их сама выбирала. В антрепризе на 120 процентов ты сам выбираешь, что хочешь играть и с кем. Абдулов, Збруев, Андрей Соколов, Саша Михайлов - это мои партнеры. Если ты будешь работать только в одном театре, ты никогда не встретишься с такими великими, интереснейшими актерами:

- :и прекрасными мужчинами. Кстати, какие качества вы цените в представителях сильного пола?

- Я поняла со временем, что тут настолько все сложно. Качества - это в общем-то теория. Когда влюбляешься, забываешь об эталоне, который ты себе придумала. Одно знаю: мужчина должен быть: мужчиной.

- И часто влюбляетесь?

- Влюбляюсь. Вообще-то самой любить - это не секрет сохранения молодости, это ее растрата. Нужно, чтобы тебя любили, женщине это необходимо.

- И неважно, кто вас любит: молодой, пожилой, бедный, богатый?

- Ну, это уже какой-то компьютерный подход. Важна личность!

- Вы себя в режиссуре не пробовали?

- Это не женская профессия. Однозначно. Мне нравится быть женщиной, а в профессии режиссера нужна ответственность. Мужчина должен нести ответственность. Мне ее и по жизни хватает, я столько ее на себе несу.

- За что?

- За все, что меня окружает. За своих многочисленных детей прежде всего. Их много. Сейчас четверо. Моя родная дочь Ксюша и трое детей моего мужа. А недавно у меня умерла родственница, осталось двое мальчишек. Как их бросишь! В общем, дети все прирастают и прирастают. Я их люблю, хочу, чтобы они получили хорошее образование, чтобы комфортно отдыхали. Я должна обеспечить им счастливое детство? Должна! И поэтому я зарабатываю деньги, помимо "штатной" работы в "Школе современной пьесы" много участвую в антрепризах. Но на самом деле настоящему актеру мысли о заработке совершенно не мешают. Например, за эту гастрольную поездку я практически ничего не получу - лишь зарплату мизерную. Однако как это может отразиться на моей игре?! Я же себя уважаю. Каждый спектакль - это акт самосовершенствования: хочешь подняться на ступеньку выше, но не опускаться ниже.

- Вы гостеприимный человек?

- Нет. Не люблю, когда ко мне домой приходят посторонние. Что-то нарушается в гармонии семьи. И еще не люблю обслуживать, подавать. Мыть посуду просто ненавижу. Чисто технически мне все это не нравится. В свое время я столько наподавалась! Просто я очень ответственная, сразу на себя все беру. И это очень тяжело. У меня уже сил нет никаких. Однажды сказала себе: "Почему я на это должна растрачивать свою жизнь?" С тех пор как отрубило.

- Вы с кем больше любите дружить: с молодежью или стариками?

- Стариков обожаю. Только что посмотрела фильм "Луной был полон сад" с участием Льва Дурова и Зинаиды Шарко. Я столько слез пролила, пока смотрела. Жаль, сейчас чувства утеряны, которыми жили наши родители. Но и с молодежью тоже могу поладить. У меня дочка такая интересная! Она все время учится и меня учит. И постоянно удивляет. Ей постоянно предлагают вести на ТВ какие-то программы. Но она очень умная и талантливая девочка: пойдет, посмотрит и говорит: "Не тот уровень". Ей предложили безумные деньги за "Бинго-шоу", но она поняла, что оно изжило себя, что это позор.

- Крутой характер!

- Твердый.

- В вас пошла?

- Нет, она, пожалуй, посерьезнее, решительнее. Я бы так не смогла.