05-02-08
Анатолий ФЕДОРОВ
Южноуральск - Екатеринбург
"Случайно увидел у товарища стихотворную книжку "Наши в Чечне". Читал, а по коже мурашки бегали: автор Алексей Мельников, видимо, сам был на чеченской войне, поэтому так отчетливо рассказал о ее событиях. Не тот ли это Мельников, что жил в Южноуральске? Хотелось бы узнать о нем побольше, что еще пишет?
А. Овчинников".
Тот самый Мельников
С Алексеем мы жили в разных подъездах одного дома. Видел мельком, когда он иногда приезжал к родителям по выходным и на каникулы. Потом Мельниковы переехали в новый микрорайон города. А года три назад Алексей позвонил мне и предложил встретиться. На встречу принес свою первую стихотворную книжку "Наши в Чечне", подарил на память. Собственно, с этого и началось наше знакомство.
Его книжку я прочитал за вечер. В ней были поэмы о войне в Чечне и "Бригада с Урала", а также несколько глав из третьей поэмы, которую автор игриво озаглавил "За бутылочкой винца". Откровенно сказать, два последних стихотворных опуса мне поначалу не понравились: мастерски написанные, они тем не менее не отвечали моим эстетическим вкусам. Блатной жаргон, лагерная феня, что ни слово - приходится лезть в словарь. Как говорится, не моя тема. Невольно подумалось: сколько же лет и за что "парился" на тюремных нарах мой недавний сосед по дому? И когда успел? Тем не менее книжка притягивала внимание, ее хотелось перечитывать. В стихи о Чечне тоже были густо вкраплены словечки из солдатского сленга, арабские, чеченские выражения. Но воспринималось все это как необходимый элемент произведения: появлялась образность и ощущение достоверности описываемых событий, порой действительно до мурашек по коже: ": В яму сгрузил я зему. Набросал сверху грунт. Постоял над могилой. И зашагал под гору. Может, родник найдется - с пальцев я кровь сотру: Слева - шуршит зеленка. Справа - лежит ущелье:" Так мог написать либо участник тех событий, либо человек, наделенный большим творческим воображением.
- Нет, в Чечне я не воевал, на нарах тоже не "парился", - ответил при встрече на мои вопросы Алексей. - Интересовался у очевидцев тех событий, расспрашивал, вживался.
Тему, видимо, освоил основательно: через несколько дней в районной газете прочитал большую статью Алексея в защиту ислама. Автор цитировал Коран, опровергая утверждения некоторых политиков и СМИ о якобы агрессивной сути этой мировой религии. В Чечне еще шли боевые действия, в далеких странах взрывали своих противников религиозные фанатики. Обывателя, пугая, настраивали на неприятие иных идей и мировоззрений. В спокойной и тихой увельской глубинке, где мусульмане и православные живут без взаимных претензий, Мельников сказал свое упреждающее слово - с глубоким знанием темы, а потому очень убедительно. Впрочем, из многочисленных отзывов уральских писателей, поэтов, политиков на его книгу, видно, что для одних его творчество - это прославление солдатской казармы, для других (и их большинство) - чеченские баллады, повествование "об очень страшной реальности".
Ностальгия с доброй улыбкой
В свое время Алексей мог бы выбрать денежное дело: отец, Юрий Алексеевич, много лет работал заместителем директора Южноуральской ГРЭС, нашел бы место и сыну. Но энергетика из него не получилось, а вот писатель или поэт уже состоялся. Как-то получил по электронной почте очередное послание Алексея. Оказалось, он прислал план и черновые заготовки своей новой прозаической книги. А позже принес уже отпечатанную книгу, чтобы подарить на память. Назвал ее "1984 в СССР". Это документальное повествование, которое Алексей составил из гимнов КПСС и СССР, песен времен советской власти, выдержек из торжественных газетных публикаций, историй, коротких эпизодов, диалогов людей в школе, молодежных компаниях, на улицах братских республик. Получился эдакий винегрет, но как смешаны и поданы ингредиенты! Ощущение, будто перенесся в то далекое время: забылось все, чем тяготились, над чем порой смеялись, все это куда-то ушло. Осталась легкая ностальгия, вызывающая добрую улыбку. По прочтении кажется, что все это происходило не где-то там, а в родном для автора Южноуральске: и фамилии узнаваемые, и поступки действующих лиц еще не стерлись в памяти. Но если книгу прочтет, скажем, челябинец или нижегородец, они тоже перенесутся памятью в советское прошлое.
Может, и не легенда!
Возможно, это красивый миф, но, копаясь в своей родословной, Алексей с удивлением обнаружил, что его корни тянутся в далекий XIX век, к большому русскому писателю Павлу Мельникову (Андрею Печерскому), автору эпопеи из жизни заволжского старообрядческого купечества "В лесах" и "На горах" - где-то в седьмом колене, то есть еще родня.
- Не отказываюсь, но и определенно утверждать не могу. Потому что подтверждения косвенные, подлинных документов нет, - говорит Алексей. - Да это, может быть, теперь и не важно, кем был мой далекий предок. Но чувствую, что кто-то меня постоянно подталкивает к писательству.
- И к чему подтолкнул возможный известный предок? Что написал в последнее время? - спросил я его.
Оказалось, у него почти готова лирическая поэма, которую автор назвал по-некрасовски "Кому ж на Руси жить хорошо?" В ней 13 глав - взгляд сквозь смех и слезы на современную действительность. Есть главка про подготовку к излюбленной российской забаве - выборам в Госдуму, Заксобрание - куда и кого угодно.
"Аж три до выборов недели? Выходит, двадцать дней с лишком у нас в квартирах (в самом деле!) не будет трудностей с теплом".
Поэтому он обязательно допишет, издаст и привезет в родной город, где родился, вырос, где родители и друзья, просто земляки.
Алексей МЕЛЬНИКОВ преподаватель филологического факультета Уральского государственного университета. Ведет спецкурс "Теория и практика литературного мастерства: как писать книги и делать деньги?" Постоянно сотрудничает с мужским журналом "Сомелье", в котором за ним закреплены авторские рубрики "Детали", "Прецеденты" и "Biopic".