05-03-02


Казаки и чеченцы

Стычка в поселке Магнитный чуть не привела к национальному конфликту

Владимир СОКОЛОВ

Петр Фадеев

Агаповский район - Челябинск

30 января в "Челябинском рабочем" было опубликовано сообщение, в котором, со слов начальника Агаповского РОВД полковника милиции Алексея Тараторина, рассказывалось о стычке казаков и чеченцев в поселке Магнитный. Этот материал вызвал бурную реакцию со стороны казаков. Они звонили в редакцию, обвиняли автора в одностороннем подходе и просили глубже изучить произошедший конфликт. Корреспонденты "Челябинского рабочего" получили задание разобраться, что же на самом деле произошло в Агаповском районе.

Напомним: поводом послужила драка на рождественской дискотеке возле Дома культуры поселка Черниговский. В ней участвовали и молодые парни из чеченской семьи, живущей в соседнем поселке Магнитный. Приехавшие повеселиться чеченцы избили и нанесли несколько ножевых ранений Андрею Савельеву. Удар ножом в подбородок получил находившийся на дискотеке кадет Верхнеуральского казачьего лицея Миша Дьяченко. В стычке ранения получил бывший солдат срочной службы Андрей Хилько, отслуживший в Чечне.

Драки молодежи на дискотеке - не редкость. Такая же случилась в Черниговке, но на этот раз, по свидетельству очевидцев, очень уж вызывающе вели себя чеченцы. Провозглашение тостов за Хаттаба еще может сойти за нетрезвый кураж. Но чеченец Усманов вдобавок заявил, что воевал в Чечне и на прикладе его снайперской винтовки много зарубок по числу подстреленных им российских солдат. Жители поселка говорят, что Хилько тоже был не лучше. Переживший службу в Чечне солдат заявил, что вешал чеченцев за ноги и отрезал им уши. Насколько хвастовство двух нетрезвых молодых людей соответствует действительности, сейчас установить трудновато: на селе факты моментально приукрашиваются такими подробностями, что теряют свою первоначальную объективность.

Как бы то ни было, кровавая драка все-таки произошла. А разнять молодежь было некому. Участковый инспектор Сергей Шубенков в тот вечер в поселке отсутствовал. Чуть позже потерпевшие заявили ему обо всем случившемся. Однако служебного рвения милиционер не проявил, дознание и опрос свидетелей проводить не стал. Савельев подал заявление в милицию 9 января, зарегистрировали его лишь 12-го, и только на 25 января парень получил повестку - явиться в милицию для дачи показаний. Чеченцы из Магнитного между тем пообещали скоро вернуться в Черниговский и еще раз поговорить с недовольными. В ответ кто-то из обиженных черниговцев обратился за помощью к казакам.

Те не заставили себя долго ждать. В ночь с 11 на 12 января в поселке Магнитный станичники из Магнитогорска во главе с атаманом Андреем Савкиным, в прошлом сотрудником МВД, ныне возглавляющим охранное предприятие "Пересвет", учинили свой суд и расправу в семьях Алама Ибрагимова и его зятя Ислама Усманова.

- У нас нет ненависти к чеченцам вообще, - объясняет произошедшее Андрей Савкин. - Есть только накопившееся возмущение тем, что приехавшие на нашу землю гости с Кавказа ведут себя так нагло. Не драться мы шли, а хотели объяснить чеченцам, что гости себя так развязно не ведут. Разговора не получилось, под крики "Аллах акбар" нам предложили убираться со двора. В наш адрес опять звучала вызывающая оскорбительная ругань. Ну, парни и не сдержались:

Из взрослых мужчин в тот вечер в семье Усмановых был только брат главы семейства Рамзан (Ислам с инфарктом лежал в больнице), поэтому сопротивления разгоряченным от спиртного казакам он оказать не смог.

- Боялся, что казаки с испугу нажмут на курок, - рассказывает Рамзан. - Они приставили к головам женщин оружие. А меня били резиновыми дубинками по голове, пока я не потерял сознание.

Унижения той ночи женщины обеих семей без слез вспомнить не могут. Все говорят о том, как их поставили на колени и требовали просить прощения. Не пощадили даже полуторагодовалую Зулихан. В пылу нападавшие отбросили ребенка к стене. Во дворе казаки побили стекла припаркованных легковых автомобилей и изрубили шашкой выдернутую из салона машины магнитолу. Не тронули лишь престарелого Алама Ибрагимова.

После этого казаков задержали. Многие из них были в изрядном подпитии. При этом, по словам начальника Агаповского РОВД Алексея Тараторина, во время досмотра в автомобилях казаков были обнаружены не только газовые пистолеты и нагайки, но и радиотелефон, принадлежавший одному из чеченцев. После того, как хозяин опознал свою вещь, дело приняло совсем другой оборот. Против казаков возбуждено уголовное дело.

Как рассказал корреспонденту "Челябинского рабочего" председатель отдела по работе с казачеством администрации области Юрий Горшков, через несколько дней после случившегося в Черниговском прошел сельский сход, на котором действия казаков по отношению к чеченцам были одобрены. Было принято резкое требование к районным властям - выселить чеченские семьи куда подальше. Свою солидарность с казаками Магнитного, по словам Ю. Горшкова, выразили жители соседних поселков Наваринка и Горный.

Как известно, казаки хоть и горячны, но дисциплинированны. Поэтому, выслушав рассказ областного чиновника, мы решили побывать на месте и узнать, как на самом деле деревенские люди относятся к произошедшему, действительно ли они так категоричны в оценках и требованиях. Как оказалось, в Черниговке и Магнитном относятся к случившемуся по-разному. Многие из черниговцев, присутствующих на сельском сходе, состоявшемся после казачьей разборки с чеченскими семьями, предпочли оставить собственные мысли по поводу конфликта в Магнитном при себе. Непрекращающаяся война в кавказской республике делает любое высказывание в пользу чеченцев непопулярным. За инакомыслие в этом вопросе общественное мнение сейчас запросто может любого отправить прямым ходом в национальные враги. Остальные действительно решили, что чеченцев надо выселить.

Так ущемленное в Чечне национальное самолюбие нашло выход на далекой от нее земле Южного Урала. Сегодня национальные скандалы начинают затмевать "славу" социальных проблем, порожденных на селе экономикой и политикой государства. А пропаганда и президентский перл "мочить в сортире" сделали свое дело. И какая, с точки зрения силового патриота, разница в том, что живущие с 1975 года в Магнитном чеченцы вовсе не имеют никакого отношения к боевикам. Главное, что мы - патриоты, и с этой точки зрения казачья выходка - компенсация за поруганное чувство национального достоинства.

- Все соседи видели и слышали, что делали казаки. Но не стали вмешиваться, потому что их было много и все с оружием. Вмешаешься - завтра они постучат в мои ворота, а у меня семья, - говорит Анатолий, ближайший сосед чеченцев Ибрагимовых и Усмановых.

Так экстремизм отдельных людей дискредитирует в общем-то неплохое начинание - возрождение казачества. А первопричина скандала - драка молодежи, благодаря местной прессе ставшая известной далеко за пределами области, чуть не спровоцировала нешуточный конфликт с национальной подоплекой.

Видимо, осознавая взрывоопасность ситуации и не понимая до конца, что же надо делать, глава Агаповского района Александр Давлетбаев проявлял осторожность. После событий он на предложение атамана казачьего общества Магнитогорска Евгения Казанцева о встрече с казаками ответил решительным отказом и категоричной просьбой не вмешивать его в "криминальные разборки".

- К сожалению, такая равнодушная позиция представителей власти по отношению к казакам меня уже не удивляет, - говорит Юрий Горшков. - Во многих районах нашей области власть упорно не желает налаживать с казаками хороший контакт. На непонимание и явное недоверие приходится натыкаться и тогда, когда мы обращаемся с предложениями о сотрудничестве и совместной работе к пограничникам, милиционерам, таможенникам. Наша готовность принять участие в охране общественного порядка и обороне участка российско-казахстанской границы сотрудниками силовых ведомств зачастую не воспринимается всерьез.

Когда бездействуют люди, по долгу службы обязанные стоять на защите российских законов, вступает в силу "закон кулака и нагайки". На том же сходе жителей поселка Черниговский, как рассказал Ю. Горшков, селяне высказали пожелание усилить казачью организацию и самим навести порядок на своей земле. Какими методами? Не будут ли вновь пущены в дело нагайки? Если учесть, что сегодня в большинстве пограничных районов юга области существуют чеченские диаспоры, насчитывающие по 150-200 человек каждая, а в соседнем Казахстане живет очень много чеченцев, конфликт может разгореться нешуточный.

Комментируя ситуацию, прокурор Агаповского района Александр Шустиков сказал, что против чеченцев, затеявших драку в Черниговке, возбуждены отдельные уголовные дела. А казакам инкриминируется порча имущества, хулиганство и разбой.

Последний факт, видимо, и послужил причиной нагнетания националистической истерии: оценив шансы, казаки кинулись отмывать своих братьев. В городских средствах массовой информации, за которыми явно ощущается влияние казачьих начальников, стали приводиться душераздирающие факты насилия и произвола иноверцев над русскими на территории Верхнеуральского и Агаповского районов. В ход пошло все, в том числе и то, что чеченцы не стесняются кричать: "Аллах акбар" и даже предлагают тосты за Хаттаба.

Зашептался по Черниговке и окрестным поселкам народец, что, дескать, "эти чеченцы из Магнитного потому имеют сельскохозяйственную технику и автомобили, что получают деньги из Чечни и к ним приезжают лечиться раненые боевики". Однако, по словам главы Агаповской районной администрации Александра Давлетбаева, правоохранительные органы района ничего крамольного пока не обнаружили.

- Видимо, кому-то очень хочется, чтобы обычная криминальная разборка вдруг получила национальную окраску, - прояснил ситуацию глава. - Я не вправе вмешиваться в работу правоохранительных органов и защищать одну из сторон. Выяснится, что в конфликте виновны чеченцы, - они понесут наказание, будут признаны виноватыми казаки - пусть отвечают по закону.

Кстати, сегодня конфликт удалось сгладить, и активное участие в этом принял именно Александр Давлетбаев. Постарались уладить свои отношения с чеченцами и казаки. 22 февраля с представителями пострадавших чеченских семей встретились атаман Оренбургского казачьего войска Владимир Глуховский и его помощник Константин Крылов. Предпочли не усложнять свои прежние добрые отношения с населением Алам Ибрагимов и Ислам Усманов, представлявшие на встрече пострадавшую сторону. После непростого выяснения отношений примирение сторон все-таки состоялось. Однако вопрос о том, почему вдруг национальный вопрос стал в сельских районах области таким острым, пока остался без ответа.

Безусловно, нынешняя сельская нищета и бедность неизбежно обостряют национальные отношения. Но, кажется, никто не берет во внимание, что здесь они круто замешаны на земле. И кто даст гарантию, что после выхода закона об использовании сельхозугодий, который нижняя палата российского парламента намерена обсудить уже на нынешней весенней сессии, наши национальные проблемы не выльются в настоящую войну, когда русскоязычная часть населения сельских районов области примется отнимать технику и землю у чеченцев и других "иноверцев", населяющих сегодня нашу область. Достаточно создать прецедент, а предпосылки к нему, как мы видим, уже налицо.

Безусловно, казачество - одна из форм возрождения национального самосознания. Но откуда взяться этому самосознанию, если до сих пор никто не ответил еще на один вопрос: почему люди, живущие у земли, которая дает всем хлеб насущный, сегодня, мягко сказать, так небогаты? Не потому ли на исконной казачьей земле ныне только тлеют, но никак не загораются казачьи идеи? По словам станичного атамана Лаврентьева, "в Черниговке в свое время в казаки поверстано 86 человек. Но ничего путного из этого не получилось". Очевидно, потому, что нет сегодня на селе у казачества былой экономической базы, которой всегда была земля-кормилица.

В Черниговке безработица. Закрылся завод мясокостной муки. Обанкротился совхоз. Наверное, поэтому жителям сегодня не до казачьих традиций: все заняты поиском заработков. Процветает воровство. Накануне очередного сельского схода, как поведал участковый Сергей Шубенков, поселковые малолетки, очевидно в поисках чего-нибудь полезного для дома-семьи, залезли в кинобудку клуба. Каждая вторая семья здесь гонит на продажу самогон.

Многолетняя и без видимых перспектив война в Чечне дает повод для вопроса: а такая уж мы сильная нация? Сила красна еще и великодушием. Для того, чтобы унижать женщин и детей, много ума и удали не надо. Тут невольно подумаешь о том, что могущество державы в современную эпоху определяется не столько количеством танков и ракет, сколько экономическим потенциалом, развитием технологий и уровнем жизни граждан. В том числе здоровьем. Если, извините, пара чеченских юнцов нанесла телесные повреждения бывшему солдату, отслужившему в Чечне, и его другу, которого он позвал на помощь, то комментарии здесь излишни. Похоже, безработица и самогон разрушают психику и генофонд нации в деревне не меньше, чем наркомания в городе. Что греха таить, не случайно черниговцы, имея собственную казачью сотню из здоровых, сильных мужиков, призвали для наведения порядка казаков.

Но не все казаки одинаковы. Безусловно, есть в казачьем движении положительные черты. В том же Агаповском районе, в поселке Наваринка, при школе существует казачий класс, где пытаются вырастить патриотов, людей, заинтересованных в земле и, главное, способных ее защитить. Разве не красноречив пример поселка Ново-Янгелька, где активно действует хуторское атаманство, казаки которого взяли под охрану местный порядок? Прекратились кражи скота не только в хозяйстве, но и на личных подворьях. Об этом говорили казаки на очередном сходе жителей Черниговки перед тем, как собрать свой казачий круг, где намеревались переизбрать хуторского атамана.

Плохо придется всем, если из всех казачьих традиций мы вынесем только нагайку. Эта мысль беспокоит и жителей Черниговки. На сходе, состоявшемся при участии казаков и районной власти, одна из женщин вслух сказала: "А не завалится ко мне однажды в дом казак с нагайкой?"

Вот еще несколько мнений:

Владимир Глуховский, атаман Оренбургского казачьего войска:

- Конечно, то, что произошло в Магнитном, - самоуправство. По этому факту я веду собственное дознание, и уже выясняется, что после драки молодежи возле Дома культуры жители обратились не к милиции, а к казакам. Их просто спровоцировали на подобные действия. Надо помнить, что судьба казаков такая же, как и чеченцев: и те, и другие были репрессированы. К сожалению, нет у нас института старейшин. А он должен быть, раз существуют диаспоры с другими национальными традициями и менталитетом. Они должны регулировать наши нравственные традиции, законы и правила.

Константин К.:

- Зачем делить население на чеченцев и казаков? И среди казаков встречается откровенный кизяк.

Алексей Тараторин, начальник Агаповского РОВД:

- Если бы не было казачьего самосуда, дело было бы возбуждено только против чеченцев.

Александр Ч., житель Черниговки:

- Народ у нас сегодня очень злой. А каким ему еще быть? Обанкротился завод, 150 человек оказались на улице. Совхоз тоже банкрот. Куда идти работать? Летом работал у фермера. Тоже не сахар. Заплатит он тебе за работу или нет - вопрос открытый. Я за работу получил два мешка муки.

Сагиахмет Мубаракшин, черниговский пенсионер:

- Я чеченцев знаю. Народ нехороший. Все норовят за чужой счет проехаться.

Анатолий Е.:

- Чеченцев надо бить. Надо выселять их в резервацию или в свою страну. Пусть там живут.

Печально. При этом никто не вспомнил, что Чечня является субъектом Российской Федерации, а жители республики - граждане России.

Этот факт в области не единственный. В стычке казаков с представителями армянской диаспоры в Верхнеуральском районе приняло участие несколько сотен человек. У многих при себе имелось огнестрельное и холодное оружие. До выстрелов и поножовщины, слава Богу, не дошло, казаки ограничились парой-тройкой перевернутых автомобилей. В Пласте - серьезный конфликт горожан с цыганами, которых местные жители обвиняли в распространении наркотиков. Нарастает напряжение в Уйском районе, где вот-вот может разразиться конфликт - настолько местное население возмущено поведением представителей азербайджанской и дагестанской диаспор. Серьезные претензии к кавказцам высказывают жители Брединского и Чесменского районов. Пришло время властям вплотную заняться "национальным вопросом".

Получается, что нашей многонациональной области нужна гармония многих правд и национальных идей. Если мы завтра услышим только одну из них - она, как ни крути, окажется однобокой и тоталитарной, за которой стоит насилие одних людей над другими. n