05-03-03
Анастасия БЕРСЕНЕВА, Челябинск
Сегодня - ровно три года, как в Чечне погиб житель деревни Бажикаева Аргаяшского района 19-летний Ильдус Шарипов. Его танковый батальон 503-го полка располагался в Аргунском ущелье под поселком Комсомольский. Во время наступления боевиков один из наших танков прикрывал отход четвертой роты. Повредив гусеницу, он остановился и попал в окружение. Расстреляв весь боезапас, экипаж решил вызвать на себя огонь вертолетов и минометов, чтобы сбить ползающих по броне боевиков. На спасение своих отправился танк с бортовым номером 815, в котором находился Ильдус Шарипов. Но до осажденных так и не добрался, подорвавшись на фугасе. В суматохе были обнаружены тела только двоих членов экипажа. Мертвого Ильдуса не нашли.
Скорбную весть в Челябинск привезли представители Челябинского государственного военного центра "Булат". Так получилось, что накануне нападения боевиков они побывали в танковом батальоне. Показали солдатам-срочникам фильмы о родных местах, видеописьма родителей и записали на камеру ответные послания бойцов, среди которых было сообщение и от Ильдуса. А по дороге домой булатовцы узнали, что тех парней, которые недавно улыбались в объектив камеры и поздравляли мамочек с наступающим 8 Марта, уже нет в живых.
Тут же возникла идея - организовать в Чечне поиски солдат, тела которых не были найдены. Ведь основная деятельность госвоенцентра "Булат" - розыск незахороненных останков участников Великой Отечественной войны. Поисковые отряды уже подняли и похоронили с воинскими почестями останки двух тысяч бойцов Отечественной и обнаружили 63 медальона с именами солдат.
Возможность организовать экспедицию появилась только в этом году. Губернатор Петр Сумин поручил булатовцам собрать информацию о пропавших без вести в чеченских войнах южноуральцах. После новогодних праздников директор "Булата" Иван Абрахин и главный специалист Николай Филимонов взяли курс на Владикавказ, а потом - на Грозный.
- Конечно, было не по себе, - вспоминает Иван Евгеньевич. - Я Грозный не знаю, но, наверное, не просто так шутят, что здесь власть советская только при свете дня и на территории блокпоста.
В Ханкале встретиться с начальником штаба ОГВС (объединенной группировки Вооруженных сил) булатовцам помогла чистая случайность. На территории штаба была объявлена зимняя форма одежды, а Иван Евгеньевич был в камуфляже и в черной вязаной шапочке. На "нарушителя порядка" тут же обратили внимание и, узнав цель приезда, проводили его к начальнику. Тот заинтересовался делом, отдал распоряжение на вылет вертолета в село Алхазурово, где располагается Октябрьская комендатура.
- Были приняты очень хорошо, - вспоминает Иван Абрахин. - Офицеры, уходящие на службу, уступили свои места для сна. А когда я утром проснулся, обнаружил на себе двух мирно спящих кошек. Перепутали с хозяином:
В Алхазурово моментально был собран поисковый отряд. Несколько дней понадобилось для разминирования дороги и поиска останков.
- Недалеко они лежали, - Иван Абрахин сразу посерьезнел. - Взрыв, видимо, подкинул парня вверх и вышвырнул вместе с днищем танка. Оно перевернулось в воздухе и накрыло солдата. Когда военные искали тела, они не обратили внимания на бронированную плиту в нескольких метрах от машины:
Найденные останки, куски свитера и погнутую бляху от поясного ремня булатовцы поместили в обычную картонную коробку. Ее постоянно носили с собой - боялись, что украдут машину, а коробку на заднем сиденье выкинут.
Еще шесть дней назад мать погибшего Ильдуса Шарипова не знала о том, что за телом ее сына отправилась экспедиция. К ней в деревню Бажикаева Аргаяшского района поехали Иван Абрахин и корреспондент "Челябинского рабочего". По пути разговаривали:
- Страшно ли ехать к матери? Мы с ней уже встречались, когда я кассету с последним поздравлением Ильдуса передавал. Думаю, что для матери это радость... нет, боль... Нет, это все-таки для каждого по-своему. Но она хотя бы будет знать, где лежит ее сын, приходить сможет:
Мать Ильдуса - 39-летняя Зиля Шарипова - к нам так и не вышла. "Уехала далеко", - сказал ее второй сын, 19-летний Салават. Отца нет - умер от болезни. Пришлось сообщить младшему, что булатовцы надеются привезти тело его брата на родную землю. Салават принял известие спокойно, только пальцы все сжимали альбом с фотографиями Ильдуса. Маленький мальчик на растрескавшейся черно-белой фотографии. Взрослый парень с девушкой, они год были вместе. Ильдус и друзья, родители. На полке серванта еще одно фото - в военной форме на фоне российского флага.
Сейчас останки бойца находятся в Ростове-на-Дону, в печально известной всем матерям погибших солдат 124-й судебно-медицинской лаборатории. Там пройдет официальное опознание личности погибшего. Окончательно боец вернется на родину и будет торжественно похоронен в конце марта. n