05-03-05
Геннадий ГРИГОРЬЕВ
Магнитогорск
В начале 90-х годов "вдруг" выяснилось, что Магнитка - не только "стальное сердце Родины", но еще и символ вопиющего экологического неблагополучия. Тогда и было положено начало дискуссии: нужно ли городу добиваться статуса зоны экологического бедствия? Но экономический кризис на время притупил остроту проблемы. Объемы производства на главном загрязнителе магнитогорской атмосферы, металлургическом комбинате, резко упали, соответственно снизились и вредные выбросы. Однако полной грудью город дышал недолго. Наблюдения экологов показывают: в последние пять лет загрязнение воздуха такими веществами, как диоксид азота, сероводород, формальдегид, бензопирен, растет.
На вопросы корреспондента "Челябинского рабочего" отвечает начальник магнитогорской лаборатории мониторинга атмосферного воздуха Вера Серова.
- Вера Александровна, то, что жить в Магнитке, мягко говоря, небезопасно для здоровья, знает каждый. А как это выглядит на языке цифр и фактов?
- Наша лаборатория отбирает пробы на содержание в атмосфере посторонних примесей по 24 веществам. Так вот, по самым вредным из них, в частности по бензопирену, который обладает мутагенными и канцерогенными свойствами, по формальдегиду, пыли и диоксиду азота среднегодовые концентрации в городе в минувшем году превышали предельно допустимые показатели от полутора до семи раз. Подчеркну: это усредненные цифры. А ведь были месяцы, когда наши посты наблюдения фиксировали превышение ПДК в 24 раза! В основном это касается левобережья. И что немаловажно: темпы загрязнения здесь растут быстрее, чем в целом по городу.
- Значит, житель левобережья Магнитки имеет больше шансов вместе с воздухом набрать в легкие какую-нибудь гадость?
- Да. И обусловлено это в первую очередь тем, что на "азиатском" берегу Урала сосредоточено промышленное производство. Свою лепту в загрязнение воздуха вносят цементный, метизно-металлургический, калибровочный заводы. Но основным источником выбросов - до 98 процентов от уровня всех магнитогорских предприятий - остается ММК. Да, на комбинате для защиты окружающей среды делается много. Но в последние годы увеличиваются объемы производства, следом за ними неизбежно растут и выбросы. Неблагополучным можно считать также Ленинский район. Это связано с тем, что отсюда рукой подать до конвертерного и коксохимического производства.
- Теперь понятно стремление городской элиты обустроить свое жилье где-нибудь в южной части Магнитки. В тех же Хуторках:
- А вы думаете, там ситуация намного лучше? Спору нет, цифры загрязнения в южной части правобережья выглядят скромнее, но и здесь его уровень специалисты нашей лаборатории оценивают как очень высокий. Бензопирен и формальдегид, в частности, в новых кварталах в 2004 году превышали норму в 4,4 раза, уровень пыли и диоксида азота - в 1,7 раза. Но было бы наивным думать, что причина неудовлетворительного состояния магнитогорской экологии кроется только в работе предприятий. Пятая часть вредных выбросов - на счету автотранспорта.
- Не очень боюсь ошибиться, если скажу, что работа вашего учреждения "неудобна" для местных промышленных олигархов. А вот насколько объективны выводы специалистов лаборатории мониторинга?
- Достаточно объективны и непредвзяты, ведь мы подчиняемся не городу и даже не области, а федеральной структуре - Росгидромету. Наши посты (их сейчас четыре) ежедневно отбирают пробы во всех районах Магнитогорска. Работают у нас вполне квалифицированные люди, всего 14 человек. Так что, если иногда на комбинате на нас и обижаются, то по большей части несправедливо. Тем более, что наши выводы часто совпадают с показателями экологической лаборатории ММК. Правда, по оснащенности приборами мы комбинатовцам сильно уступаем.
- Насколько верно утверждение, что уровень кислорода в атмосфере Магнитки ниже, чем в других городах?
- Это общепризнанный факт. Недостающие несколько процентов кислорода в воздухе, которым мы дышим, занимают другие вещества.
- Вера Александровна, я вижу на вашем столе множество графиков:
- Они показывают распределение выбросов по месяцам. Так вот, наибольшее содержание формальдегида, сероводорода и пыли мы фиксируем обычно летом, а диоксида азота и бензопирена - в январе и декабре.
- Вы, как и положено настоящему профи, оперируете мудреными названиями. Но рядовому горожанину многие термины ни о чем не говорят. А можно расшифровать, как то или иное соединение влияет на здоровье человека?
- Повышенное содержание в воздухе взвешенных веществ, проще говоря, пыли, вызывает болезни органов дыхания и кровообращения. Сероводород раздражает слизистую оболочку глаз и органов дыхания. Формальдегид обладает общей токсичностью и воздействует на центральную нервную систему. Бензопирен подавляет иммунную систему человека и способствует возникновению злокачественных опухолей. В целом вывод напрашивается малоутешительный: подобное состояние воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье горожан. Особенно отрицательно оно сказывается на состоянии детей, пожилых людей и тех, кто страдает болезнями сердца и легких. Всего существует четыре уровня оценки состояния атмосферы. Так вот, Магнитогорск со своим индексом в 31 ИЗА (индекс загрязненности атмосферы) за 2004 год в два с лишним раза перекрывает границу, за которой следует наибольшая степень загрязненности. А ведь в городе есть участки (например, поселок Новосеверный), где ИЗА достигает 53 единиц!
По данным ОАО "ММК", каждый год на строительство природоохранных объектов градообразующим предприятием выделяется до 300 миллионов рублей. Всего же на экологические цели меткомбинат ежегодно тратит до 800 миллионов рублей. Это приносит свои плоды. Так, на одну тонну выпускаемой стали в 2003 году приходилось 24 килограмма загрязняющих атмосферу веществ вместо 36 в 1999 году. Что касается валовых выбросов ММК, то на протяжении последних 10 лет их количество остается стабильным, составляя около 280 тысяч тонн в год.