05-03-05
С появлением так называемых женских романов возникло и понятие женского чтения. Работники центральной городской библиотеки имени Пушкина Челябинска, вот уже пять лет изучающие сей феномен, накопили на этот счет немало интересных наблюдений, которыми и поделились с корреспондентом "ЧР" в самый канун 8 Марта.
В центральной городской библиотеке имени Пушкина примерно 6000 читателей и более трети из них - женщины в возрасте от 18 до 80 лет.
- Что это за жанр - женские романы, каковы его законы? - этот вопрос мы адресовали главному библиотекарю отдела абонемента Е. ТУРЧЕНИК.
- Как правило, главная героиня такого повествования - женщина со своими эмоциями и переживаниями, - говорит Елена Михайловна. - Однажды она обязательно встречает своего героя, и отсюда начинает верстаться сюжет. В России у истоков женского романа стояла Лидия Чарская, сейчас в этом жанре успешно работают Александра Матвеева, Людмила Макарова, Елена Ласкарева, Елена Лагутина и многие другие. Русские женские романы ближе к реальной жизни, а зарубежные откровенно напоминают красивую сказку и бесспорно относятся к легкому жанру. Именно это обстоятельство и притягивает к ним наших соотечественниц, замученных житейскими проблемами. От женского романа не ждут правды жизни, открытий и откровений. В них ищут отдохновения, подробностей любовных коллизий, потому что в глубине души каждая женщина мечтает о большой любви, и если ее нет в жизни (или есть, но не та), хотят о ней хотя бы читать.
- Это вам сами читательницы говорили?
- Конечно. Хотя и не столь открытым текстом. Сейчас жизнь трудная, у женщин не так много радостей, а чтение во все времена было утехой, удовольствием, которое к тому же не требует денег, не отражается пагубно на здоровье, как некоторые другие удовольствия. Можно сказать, что женские романы в определенном смысле - сублимация любви, возникающая на фоне реального дефицита этого чувства. Возможно, поэтому современные женщины потянулись не только к фитнесу, но и к библиотекам. Если 10 лет назад наши залы были пусты, то теперь за многими женскими романами выстраивается очередь.
- Эротические сцены - обязательная часть женского чтива?
- Не совсем. Точнее, это зависит от возраста. Молодые читают страницы с описанием физиологии любви с большим интересом, зрелые читательницы предпочитают следить за сюжетом, равнодушно пролистывают страницы "про это". Чуть больший интерес вызывает эта тема у женщин-ветеранов, потому что их жизнь прошла в атмосфере советского аскетизма. Но больше всего любят эротические сцены в книгах мужчины. У нас был один дедулечка, так он сначала внимательно просматривал предлагаемую книгу и если не находил в ней "клубнички", с возмущением возвращал библиотекарю.
- А чем отличаются читательницы-женщины от читателей-мужчин?
- Женщины любят мелодраму, но чтобы со счастливым концом. А мужчины: Я вот прочитала две книги Мисимы (японский прозаик, воспевающий красоту смерти), и мне этого хватило. А многие мужчины читают и просят еще чего-нибудь этого же автора. Видимо, что-то в нем находят. Кроме того, женщины в отличие от мужчин - большие аккуратистки. Я помню только один случай, когда девушка испортила книгу, да и то не по своей вине - собака погрызла переплет. А представители сильного пола сплошь и рядом заливают книги пивом, оставляют масляные пятна от курицы. Но мужчины бескорыстнее. Многие дарят нам хорошие книги, в том числе модные детективы, которые они уже прочитали. Женщины приносят в библиотеку только ненужные издания и при этом очень долго вспоминают о своем поступке. Опять же женщины более искренние, открытые. Стоит с ними немного поговорить, помочь выбрать нужную книгу - благодарят, улыбаются, то шоколадку принесут, то яблоко. Мужчины-читатели более стеснительные. Недавно один посетитель до того странно себя вел, так мялся, что мы уже не знали, что и думать. А он, оказывается, коробку конфет нам принес и не знал, как вручить.
- Читательницы не забывают вернуть книги, не теряют их?
- Старушки не возвращают книги только в случае своей смерти. Читательницы в возрасте от 35 до 50 тоже ответственные, а вот молодежь сплошь и рядом забывает возвращать книги или оставляет у себя с умыслом (учебники, например, которые сегодня стоят больших денег). Раньше мы могли взыскивать с таких нерадивых деньги через суд, а сейчас на это не хватает средств: услуга горсправки стоит 25 рублей, а у нас таких забывчивых - сотни. Сейчас появилось другое вредное поветрие: многие любительницы женских романов помечают то, что уже прочитали, специальными значками и тем самым портят книги. Одни ставят на титульном листе галочку, другие рисуют розочку, третьи - кружочек. Проблема в том, что авторы пишут настолько одинаково, что без галочки иногда действительно трудно определить, читал ты этот роман или еще нет. Возможно, причина стилевой обезличенности в том, что за известным литературным псевдонимом скрывается целый творческий коллектив: к примеру, имя автора женских любовных романов Сандры Браун объединяет четырех авторов, а за Элеонор Берфорд Хибберт и Джейн Энн Кренц скрывается целых шесть.
- Вы не считаете, что нужно руководить чтением, направляя его в нужное русло?
- Я думаю, важнее дать женщинам более обширную информацию о книгах и их авторах, а уж дальше - дело их выбора. Именно поэтому мы организуем выставки, последняя из которых - "Амазонки современной прозы" (Толстая, Улицкая, Маринина и др.) - особенно понравилась нашим читательницам. Выпускаем информационные листки, в которых рассказываем о современных литературных жанрах и их представителях, проводим опросы читательниц, в процессе которых просим оценить прочитанное с позиций возраста, жизненного опыта, социального статуса. И очень серьезно подходим к формированию нового ассортимента. Ведь читательницы сегодня очень просвещенные: и радио слушают, и телевизор смотрят, поэтому и просят у нас новинки. Мы создали картотеку отказов, на основании которой и приобретаем новые книги. Таким образом, получается, что работаем практически по заявкам наших читательниц. Нам приятно доставлять им радость, видеть, как меняются они под влиянием прочитанного. Ведь по силе своего влияния на сознание человека книга - поистине великий волшебник.
- А у вас лично есть любимый литературный образ?
- Екатерина Дашкова. Это очень яркая, сильная, креативная, как сказали бы сегодня, женщина, которая жила в одну эпоху с Екатериной Великой, пережила много невзгод, но не сломилась, осталась верной своим идеалам и своей любви. Очень современный характер:
Лидия ПАНФИЛОВА
В большинстве своем читательницы имеют среднее специальное и высшее образование, принадлежат среднему классу. Юные (с 18 лет) увлекаются книгами по магии, гороскопам и сновидениям. Перейдя в следующую возрастную группу (до 30 лет), они читают образовательную литературу, издания по домашней педагогике, занимаются духовными практиками. Зрелые женщины не мыслят своей жизни без классики и современной прозы, которая публикуется в литературных журналах, пожилые читательницы обожают историческую публицистику (Хоскинг, Крашевский), книги из серии "Тайны мира" - об НЛО, происхождении жизни на Земле. И при этом все без исключения любят женские романы.