05-03-05
Создание этого органа было жизненно необходимо - государственные деньги требуют строгого учета и контроля не только на федеральном уровне, где к тому времени уже пять лет успешно действовала счетная палата Российской Федерации, но и в регионах. О том, как создавалась палата на Южном Урале, что ей удалось сделать за первые годы работы, рассказывает первый заместитель Законодательного собрания области Владимир Мякуш, отвечающий за взаимодействие с этой структурой.
- Владимир Викторович, в каких целях была создана Контрольно-счетная палата Челябинской области?
- В соответствии со статьей 66 Устава (Основного закона) Челябинской области Законодательное собрание самостоятельно и через создаваемые им контрольные органы осуществляет контроль за исполнением Устава (Основного закона) Челябинской области, законов Южного Урала, постановлений Законодательного собрания; исполнением областной казны, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; выполнением программы социально-экономического развития нашего региона и иных социальных программ;
соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти региона; своевременным приведением законодательства Южного Урала в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Особое значение имеет контроль в сферах социально-экономического развития, управления и распоряжения собственностью региона, бюджета и финансов. Для контроля за исполнением областной казны, за расходованием иных финансовых ресурсов был создан постоянно действующий орган государственного финансового контроля - Контрольно-счетная палата Челябинской области. Ее статус, основные задачи, сфера деятельности и полномочия определены Законом Челябинской области от 11 марта 1999 года за N 65-30 "О Контрольно-счетной палате Челябинской области".
- Каковы основные задачи и полномочия палаты?
- Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением областного бюджета, местных бюджетов, получающих средства областной казны, бюджетов территориальных государственных фондов, проводит экспертизы их проектов, обоснованности их доходных и расходных статей, размеров государственного (муниципального) внутреннего долга и дефицитов бюджетов, а также экспертизы региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства области; готовит и представляет в Законодательное собрание заключения на проект областного бюджета на очередной год и на отчет о его исполнении за год.
Указанная деятельность Контрольно-счетной палаты направлена на реализацию права области законными путями защищать право жителей Южного Урала на приумножение и эффективное использование государственных средств и имущества.
- Как взаимодействуют Законодательное собрание и Контрольно-счетная палата области?
- Законодательное собрание формирует нормативную правовую базу, регулирующую деятельность Контрольно-счетной палаты, которая в настоящее время включает в себя: Закон Челябинской области от 11 марта 1999 года за N 65-30 "О контрольно-счетной палате Челябинской области"; Закон Челябинской области от 18 декабря 2002 года за N 129-30 "Об административных правонарушениях в Челябинской области", который содержит статьи, определяющие административную ответственность руководителей организаций и учреждений за допущенные нарушения бюджетного законодательства; постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 августа 2001 года за N 221 "Об утверждении формы отчета о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за год и указаний по его заполнению" с изменениями, внесенными постановлением Законодательного собрания от 24 июня 2004 года за N 1235.
ЗСО утверждает годовые планы работы Контрольно-счетной палаты, формируемые на основе предложений Законодательного собрания, органов исполнительной власти местного самоуправления, аудиторов Контрольно-счетной палаты. Законодательное собрание рассматривает ежегодные отчеты о работе Контрольно-счетной палаты.
Комитет Законодательного собрания по финансово-бюджетной политике рассматривает: отчеты аудиторов по итогам каждой проведенной ревизии и проверки с приглашением руководителей организаций, допустивших нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств в крупных размерах; ежеквартальные информации об исполнении представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты по устранению выявленных нарушений.
Председатель Контрольно-счетной палаты или его заместитель принимает участие в заседаниях Законодательного собрания, комитета ЗСО по финансово-бюджетной политике, рабочих групп, аппаратных совещаниях у председателя Законодательного собрания.
Контрольно-счетная палата является субъектом права законодательной инициативы.
- Как вы оцениваете работу палаты за время ее деятельности?
- За пять лет своей деятельности палата провела около 1400 ревизий и проверок. По результатам проведенных ревизий и проверок в консолидированный бюджет области восстановлено 122,4 миллиона рублей, в том числе областной бюджет 52,1 миллиона рублей. Эти показатели позволяют признать работу палаты эффективной.
- Какие меры необходимы для дальнейшего повышения эффективности деятельности палаты?
- Прежде всего следует принять на федеральном уровне закон о государственном финансовом контроле, который определит единые задачи, принципы, права и полномочия деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации и единую методологию осуществления ими контрольных мероприятий.