05-04-2000
Художник Саша Данилов позвал меня на открытие своей выставки в галерее "Белый тигр": я ему в каталог статью написал, да и вообще искусство уважаю. Данилов, художник хороший, на мой вкус, так вообще в городе нашем один из лучших.
Открытие закатили шикарное. Накрыли столы, пригласили авангардных музыкантов из ансамбля Льва Гутовского. Праздник можно назвать удавшимся, но после встречи с прекрасным я не смог найти в куче пальто свои шарф и шапку. Читатель, уверяю тебя: на моем месте мог оказаться любой! Устроители вернисажа не позаботились о нормальном количестве вешалок для гостей, поставили три стойки, мгновенно оказавшиеся переполненными.
Однако когда через некоторое время выставку удостоили посещением несколько "особо важных персон", вешалки нашлись: хозяева новоявленной галереи просто скинули с одной из них вещи, без затей свалив пальто в углу.
Дело тут вот в чем: пытаясь заниматься продажей произведений искусства, нельзя игнорировать самые простые правила человеческого общежития. Хороший вернисаж не громкой музыкой делается и не столами, ломящимися от яств, но уважительным отношением к тому, кто пришел.
И ведь даже не извинились! И шапкой моей не озаботились: им, разумеется, не до этого. Вот и выходит, что люди не искусство любят, но себя в искусстве, организуя поводы для демонстрации собственной творческой активности. Когда не картины Данилова важны, не авангард Гутовского, но собственная задумчивость с бокалом сухого в руке, светская активность в кулуарах.
Когда московский арт-бизнесмен Марат Гельман устроил в своей галерее акцию (ноябрь 1994-го) с участием Олега Кулика, изображавшего дикую собаку (голый художник кидался на кого ни попадя, кусался и рвал чужую одежду), предварительно Марат заготовил энную сумму долларов. Эпатировать так эпатировать. Он знал: жертвы обязательно случатся. И уже на следующий день расплатился со всеми недовольными и пострадавшими. По всей Москве до сих пор ходят легенды о том, как Марат молча доставал из своего стола пачки зеленых купюр и выдавал возмущенным людям. И никакого жлобства.
Понятно, почему теперь Гельман галерейщик N 1, которому доверяют проводить предвыборные кампании "Союза правых сил" и Валентины Матвиенко. В нравах же нынешнего вернисажа легко просчитывается судьба новоявленной галереи: поматросят и бросят. Для того, кому все равно, чем заниматься: женской газетой, детским садиком или вот картины продавать, не остается ни единого шанса на успех.
Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ,
собкор газеты "Культура" по Уралу