05-04-2000


На флейте водосточных труб:

Георгий Анохин выпустил диск, классический во всех отношениях

На обложке нового компакт-диска известного челябинского композитора, флейтиста, джазмена Георгия Анохина его неизменная флейта фотографически запечатлена прислоненной к мощной гранитной глыбе. Эта глыба, видимо, символизирует самого Анохина, в смысле "глыба, матерый такой человечище". А что, по-другому и не скажешь, в последние пять-семь лет музыкант творит действительно вещи монументальные. Все, за что берется Анохин, оставляет в культурной жизни Челябинска более чем заметный след. Первый диск джаз-ансамбля Георгия "Монах" вызвал многочисленные восторженные рецензии и давно стал музыкальным раритетом. Флейтист собирает новый состав, переключается на "нью-эйдж", и вновь премьеры его программ - в центре внимания публики. Возвращение к джазу ознаменовалось продюсированием ряда концертов и непосредственным участием в них - полный аншлаг. В прошлом году единственный компакт-диск, выпущенный на российский рынок музыкальным Челябинском, также принадлежал Анохину и его ансамблю "L-band". Вот, собственно, о CD и речь:

Компакт условно разделен на две части, первая - сюита "Зона покоя", состоящая из шести вещей и не раз исполняемая "Эль-бэндом" в концертном варианте, вторая часть - композиция "Мальчик у Христа на елке". Весь материал был записан еще в 1996 году.

Музыка Анохина абсолютно зрима, я ее слышу, я различаю ее цвета и вижу, как они меняются от композиции к композиции, я чувствую прикосновение каждого инструмента. На бледно-фиолетовом синтезаторном фоне розовыми всполохами возникает перед глазами слушателя флейта, а переливающиеся всеми цветами радуги альт и виолончель в зависимости от настроения кажутся то грустными, задумчивыми, то беззаботно-веселыми. На глазах плотно вовлеченного в музыкальное действо зрителя рисуется живая музыкальная картина. Вот готова струнная грунтовка, вот клавишный фон-холст готов принять на себя сильные, смелые мазки виолончели, и флейта тонко штрихует получившийся пейзаж, добавляя невидимые детали. "На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ:", короче, размах для собственной фантазии возникает необычайный.

Один из классических музыкантов с самовлюбленной гордостью говорил, что музыка его произведений - это пища для ума, а не для слуха. Над диском Георгия Анохина тоже задумываешься, но и: просто слушать его очень приятно. Это вам не математическое уравнение, чтобы мозги напрягать, фантазия легко и непринужденно включается сама собой, едва заиграет флейта Анохина. Классическая музыка в лучшем ее проявлении, с удовольствием воспринимаешь сюиту в целом, и порой еще раз хочется прослушать отдельные понравившиеся места.

А "Мальчик у Христа на елке" вообще построен по принципу интересной, глубокой и увлекательной книги. Каждая музыкальная фраза - отдельный абзац, с восторгом перелистываешь звуки музыки, а интрига общей темы так и подталкивает побыстрее узнать, что же произойдет дальше. И чувствуется, пишут, то есть играют, настоящие виртуозы, каждая нота несет в себе некий смысл, который, однако, не "грузит", а легко дается в руки.

100 процентов - диск Георгия Анохина "Зона покоя" каждый слушатель воспримет по-своему. Но на флейте водосточных труб каждый играет свой ноктюрн.

Роман ГРИБАНОВ