05-04-2000
- Как вам видится проблема взаимоотношений театральной столицы и провинции?
- Россия - страна, в которой две столицы так или иначе высасывают и финансовые, и творческие силы. Это несправедливо и, наверное, печально, но это так. Сама ложная ситуация конкурсности диктует известную двойственность оценок московской критики. Получается, что какие-то театры соревнуются между собой, а какие-то просто представительствуют. С одной стороны, Москва - жестокий и надменный город, а с другой - есть некий комплекс вины перед провинцией.
- Так что, получается, за провинцией закреплена некая квота?
- Негласно, да. Не может быть такого, чтобы провинции на фестивале не было вообще. Начнется скандал: "мы расщепляем единое театральное пространство", "это российская премия", бла-бла-бла-бла: Я не знаком с ситуацией в Магнитогорском театре, но вполне допускаю, что "Вирджиния Вульф" - это событие для труппы. Это все-таки сложная пьеса, непривычная драматургия, безусловно, хороший уровень актерских работ. Но, думаю, с Додиным, Гинкасом или Захаровым это не может всерьез соревноваться. Помимо актеров существуют сложность задач, уровень притязаний...
- И в чем же выход?
- А это как родимое пятно. За годы существования "Маски" в ней ни разу не участвовал, допустим, Виктюк. Как к нему ни относись, это крупный мастер со своим почерком. Каждый раз его отсеивали. Или Мирзоев - странно, правда? Зато два раза в номинации присутствует театр из города Минусинска. Ничего не хочу сказать плохого про этот театр. Я понимаю, что это подвижники, что, может быть, в Минусинске не нужен спектакль Додина "Чевенгур", а вот приучивание зрителя к классике, к непростому искусству - это очень важно. Но: Я сам был в экспертном совете и понимаю, что и мы тоже совершили ошибки. Даже ротацией критиков объективность не достигается. Сдвиг критериев - это, видимо, объективное свойство соревновательности.
Я. ГАЙВАРОНЦЕВ