05-04-02


Семья для иры, маши и наташи

Вы тоже можете взять на воспитание детей из приюта. Государство готово вам за это платить

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

Девять месяцев назад мэр Челябинска издал распоряжение об открытии семейно-воспитательных групп на базе четырех социально-реабилитационных центров города, где живут бездомные, беспризорные дети. Откликнулись ли челябинцы на призыв взять детей из приютов?

Ира

...Соседи с трудом отбили Иру у матери. "Я тебя все равно убью!" - кричала она своей крохотной дочке. Малышка чудом дожила до восьми месяцев - мать убивала всех рождавшихся у нее девочек. Ненавидела и Иру, не кормила, истязала ее.

Когда детоубийцу взяли под стражу, выяснилось, что у нее тяжелое психическое заболевание. Причем диагноз этот не только у нее, но еще и у трех сестер в этой многодетной семье. Потому сыновей детоубийцы отправили в интернат, а маленькую Иру забрали родственники отца. Казалось, наконец, кончился кошмар, преследовавший ребенка с рождения.

Но жизнь в новой семье оказалась недолгой. Хорошенькую белокурую крошку, не успела она встать на ноги, подарили другим людям. По версии родственников - Ирину выкрали. Кто теперь разберет? Во всяком случае, к пяти годам ее обнаружили в жуткой двухкомнатной квартире, где жили 24 человека, из них одиннадцать детей, все пристроенные на "работу". Хрупкую Иру с тоненьким голоском одевали в лохмотья и усаживали у дорогих магазинов просить милостыню. Новые "родственники" обещали оформить опеку над девочкой. И пропали вместе с ней.

Ирина появилась вновь, когда вдруг по собственной инициативе пришла вслед за подругой в школу. Она хотела учиться, но никаких документов у нее не было. Так попала она в социально-реабилитационный центр Курчатовского района, где жила два года.

Передо мной сидит тоненькая большеглазая девочка, прелестная, как распускающийся бутон.

- Теперь у меня есть все - семья, свой дом и даже моя собственная комната, - с достоинством говорит Ира. -Мне все в приюте завидуют.

Судьба, наконец, словно сжалилась над ней: 14-летнюю Ирину взяла под опеку помощник воспитателя приюта Надежда Ивановна Нестерова.

- Посмотрите, какая она - добрая, мягкая, необидчивая, необыкновенно чуткая, отзывчивая девочка, - с тихой нежностью говорит она об Ирине. - А какая талантливая!

Ире и впрямь много дано: она шьет, вяжет, учится на одни пятерки, хорошо рисует, прекрасно поет. Участвует во всех концертах, смотрах-конкурсах, получила грамоту даже в областной "Хрустальной капели". Особенно нравятся и удаются ей "Оранжевое небо", "Мамонтенок", "Прекрасное далеко".

- Вы выбрали самую лучшую девочку в своей группе? - спросила Надежду Ивановну.

А она вдруг растерялась:

- Да нет, Ира сама меня выбрала.

Ей не хотелось говорить, что у ее новой дочки задержка психического развития, и в свои 14 лет она учится пока в пятом классе. А страшное детство и сейчас, спустя два благополучных года, дает о себе знать нервной истощенностью ребенка, замкнутостью, закрытостью.

Однажды Ира сама подошла к Надежде Ивановне: "Покрестите меня, пожалуйста!" А та, человек очень ответственный, долго не могла решиться стать крестной матерью - готовила и себя, и Иру, просила благословения у священника.

Этот день для них обеих стал праздником - Иру крестили красиво, торжественно в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Она вышла из храма светлая, окрыленная.

- Так не хотелось вести ее в приют, и я пригласила ее к себе в гости.

Скромная трехкомнатная квартира Надежды Ивановны показалась девочке сказочным дворцом - все ее здесь удивляло и радовало. С тех пор она стала приходить сюда по выходным, после занятий в воскресной школе. Играла с восьмилетней внучкой, которая тоже приходила к бабушке в гости.

- Муж у меня жалостливый. Сам вырос без матери. И я потихоньку ему про Ирино сиротство "капала".

И вот теперь Ира живет у Нестеровых. Дядя Саша делает с ней по вечерам уроки, разгадывает кроссворды, пытается увлечь книгами - сам читает запоем. Надежда Ивановна учит девочку стирать, готовить. Как-то они с мужем вернулись с работы, а у Иры ужин готов для всего семейства - она впервые в жизни картошку пожарила. Потому картошки оказалось всего ничего, в середине сковороды. Переглянулись родители и давай хвалить хозяюшку.

Сегодня Ирина сама смеется по поводу того первого ужина - теперь у нее уже целая тетрадь с рецептами и планами. Записали Иру на лечебную гимнастику, и она с удовольствием занимается на тренажерах. Собирается учиться в музыкальной школе - ей добрые люди уже аккордеон принесли вместе с ворохом одежды. Так что все дни у нее заняты.

- Раньше были у нее капризы, срывы. А теперь ей стыдно так себя вести. Бывает, запрется у себя в комнате, поплачет. И все прошло, - рассказывает Надежда Ивановна.

- Неужели вам не страшно брать девочку с таким тяжким прошлым, ужасной наследственностью? - не удержалась я.

- А вы всегда довольны своими детьми? - парировала она. - Нет, основа у Иры добрая, вряд ли что теперь изменится. Да и церковная школа очень в ее воспитании помогает.

Потом мы сидели с Ирой, она рассказывала мне про свой новый дом и свою семью. И вдруг:

- Я за это время изменилась. Очень! Только еще не умею вам сказать как...

Ирина не помнит своего прошлого - после сотрясения мозга у нее была амнезия. Да лучше ей и не знать его, поэтому фамилии ее родных изменены.

Маша

...Десятилетняя темноглазая Маша вся лучится радостью:

- Сейчас кончатся уроки, и я поеду домой. Там у меня свой уголок, столько игрушек, книг! Буду слушать музыку.

Полгорода предстоит проехать этой живой девчушке. Но она так уверена в себе, так спокойна и счастлива - ведь едет в первый свой настоящий дом.

- Видите, как засветились девочки, как расцвели, обретя дом. А какими "зверушками" их привозят к нам, - рассказывает заместитель директора центра психолог Ирина Соломко. - Настороженные, дикие, без тормозов. Спрашивают: "Что такое зубная паста?", "Как есть эту вашу котлету?.."

Маша - тоже из многодетной семьи хронических алкоголиков, жила в лачуге, где все текло, капало и не убиралось. Ее взяла под опеку 50-летняя женщина, взрослая дочь которой живет отдельно - с мужем.

"Наверное, скучно тебе дома без ребят, без сестры?" - спрашиваю Машу. А она в ответ оскорбленно: "Это здесь скучно, а там весело! Вот только б еще Вера жила с нами. Ничего на свете мне больше не нужно".

Этот лучезарный ребенок еще не знает, что дочь ее любимой Ирины Васильевны потребовала размена трехкомнатной квартиры матери на две полуторки. Это значит, что немолодой женщине предстоит жить в одной комнате с Машей. И тогда уже не может идти и речи ни о какой сестре Вере. Хватит ли у Ирины Васильевны сил и терпения на одну Машу - тоже вопрос. Представляете, какой новый удар предстоит выдержать этой девчушке, если ее вернут в приют?

- Конечно, для ребенка это серьезная психотравма, - комментирует психолог. - Мы стараемся предупреждать детей, готовить их к тому, что в жизни бывают и темные этапы. И все-таки хоть сколько-то жить в семье - для ребенка огромное, ни с чем не сравнимое благо, модель его будущей жизни, его спокойствие и уверенность в ней.

Как взять ребенка в семью?

В центре готовят детей для семейных групп. Стараются подбирать сирот или тех, у кого отцы и матери лишены родительских прав. Оформляют им все необходимые документы, хорошо обследуют, готовят психологически. Ищут воспитателей. Но оказалось: это ох как непросто.

- Сначала хлынул к нам вал желающих, - рассказывает директор центра Наталья Сорокина. - Тех, кого больше всего интересовал не ребенок, а зарплата и компенсации за одежду, питание, мы отметали тут же. Приходили и просто больные люди.

Наталья Яковлевна - подполковник в отставке, 25 лет была начальником ИДН Курчатовского района. Так что и опыт есть, и глаз наметан - с ходу видит, что привело сюда человека. Впрочем, в любом случае новому воспитателю предстоит собрать целый блок документов (от медицинских справок и характеристик до письменного согласия всех членов семьи и опросов соседей), а иначе кто ему доверит ребенка. А еще пройти двухмесячный испытательный срок. И только тогда его примут на работу на треть ставки - это 427 рублей 57 копеек в месяц и начнут выплачивать 2-2,5 тысячи (в зависимости от возраста и пола) на питание, одежду, постель и т.д. Или по выбору все это можно просто получить в центре.

- Конечно, новшество это замечательное, - считает Наталья Яковлевна, - оно реализует конвенцию ООН о праве ребенка расти в семейном окружении. У нас 80 процентов детей с задержкой психического развития, олиго-френией. Раньше был у них один путь - вспомогательный интернат. Теперь вот появилась перспектива. Но и проблем хватает. Ведь два испытательных месяца - очень короткий срок, два месяца и ребенок, и родители могут быть идеальными. А что потом? Не понравится ребенок, не будет контакта в семье - возвращать его назад?..

Была, например, в центре и такая история. Семья, живущая в частном доме, решила взять к себе двух братьев 10 и 14 лет. Сначала их пригласили в гости, потом стали брать на выходные и праздники. Мальчишки возвращались невероятно счастливые: "Мы сегодня уборку делали - все окна в доме перемыли!" Затем они вскопали огород, посадили картошку. А потом немолодых "родителей" пригласили в центр для очень серьезного разговора: дети им нужны или рабочая сила?.. Так что проблем, действительно, хватает.

И все-таки за девять месяцев, что прошли со времени принятия распоряжения о воспитательных группах, 11 ребят в Челябинске обрели семью. Двое из них на прощание водили меня по своему центру. Видели бы вы, сколько завистливых детских глаз смотрело им вслед. n

Если вы хотите помочь детям, вас очень ждут в социально-реабилитационных центрах Челябинска:

n ул. Загорская 53а, тел. 72-24-73,

n Комсомольский проспект 30а, тел. 41-84-83

n ул. Ш. Руставели, 15, тел. 51-22-17

n ул. Трудовая, 35а, тел. 24-63-06