05-04-03
Когда я позвонила Валентине Савиновой, у ее дочери Маши был день рождения.
- Вот и хорошо, наш фотограф ее снимет, будет замечательный подарок.
Только после разговора до меня дошло. Зачем Маше фотография, если она все равно ее не увидит? Ни она, ни ее мама, Валентина Ивановна. И лишь когда пришла к ним в гости, поняла, насколько ошибалась.
Валентина Ивановна признала во мне корреспондента, когда я только поднималась на лестничную клетку. Привычным движением вставила ключ в замочную скважину. Поставила чай, приготовила угощение.
- Вы только не стесняйтесь, спрашивайте все, что хотите, - настроила она меня на разговор.
Отогревать - ее профессия
Валентина родилась незрячей. Мама во время беременности пила таблетки, которые, как потом говорили врачи, не стоило бы принимать. Росла болезненным ребенком: лечение глаз дало побочный эффект - затемнение на сердце. Родителям посоветовали отправить девочку в Уфу, в дошкольный интернат для слепых детей. Так началась жизнь вдали от родителей. После интерната Валентину привезли в Троицк, где находится единственная в Челябинской области средняя специализированная школа. Девочка имела абсолютный слух, но на музыкальное образование не было денег. После школы вместе с родителями стали думать, куда поступить, и остановились на Челябинском культпросветучилище (ныне - колледж культуры). В столицу Южного Урала Валентину привезла учительница из Троицка. Выпускницу училища с дипломом руководителя оркестра народных инструментов взяли работать завклубом в Полетаево. Проработав два года, Валентина окончила методическое отделение института культуры и устроилась в ДК слепых, где трудится и по сей день. Замечает, что сегодня организовывать досуг инвалидов по зрению гораздо сложнее, чем раньше. Зарплаты, которую они получают на предприятии, не хватает на то, чтобы прокормить семью. Люди работают допоздна, а с наступлением темноты слабовидящие плохо передвигаются, и не у всех есть силы дойти до Дворца культуры.
- Разные люди приходят: кто-то потерял зрение в результате травмы - и замкнет на своей беде. Но ничего, отогреваем.
На курорте в Геленджике Валентина встретила будущего мужа, программиста. Он также был инвалидом, страдал наследственным заболеванием - дегенерацией сетчатки. Сейчас Валентина живет с Машей вдвоем, десять лет назад они потеряли мужа и отца. Друзья говорят, что Валентине следовало бы иметь не одного, а по меньшей мере четырех детей. А окружающие удивляются ее открытости, доброжелательности и юмору.
Жить, как все
- Мы живем, как все, только немного тяжелее, - любит повторять Валентина Ивановна.
Но за это "как все" ей пришлось бороться и самой, и вместе с дочерью.
- Когда мы первый раз приходим к педагогу, я учу его, потому что любой преподаватель оказывается перед Машей в недоумении, теряется. Объясняю, что сложного ничего нет, но если что-то не удается, приходится посидеть.
В 7-ю музыкальную школу, куда родители привели Машу по совету воспитателей детского садика, девочку никто не хотел брать. К счастью, там работает педагог Владимир Галимов, не чуждый разного рода экспериментов и открывающий для ребят мир джаза и импровизации. Он-то и взялся научить незрячую девочку игре на фортепиано. У слепых это чрезвычайно трудный процесс. Ноты читаются на ощупь, записываются буквами русского алфавита, отдельно партия правой и левой руки, а для того чтобы взять аккорд, нужно сначала произвести в уме необходимые вычисления. Но самое сложное - научиться попадать на клавиши. Не имея опыта в работе с такими ребятами, Машины педагоги поняли: нельзя ощупью подходить к клавиатуре. Нужно научиться бросать пальцы сверху, как это делают все пианисты, а для этого выстроить траекторию движения руки. Пытаясь добиться результата, девочка несколько раз хотела бросить музыкальную школу. "Я могу делать это вслепую, - говорил кто-нибудь из преподавателей, - значит, и ты сможешь". И она шла дальше.
В 10 лет Маша Богданович выступила с программой в Малом зале Московской консерватории на международном конкурсе детей-инвалидов.
- После репетиции мы ужасно расстроились, - вспоминает Валентина, - я потом вообще приехала с седыми волосами. Дети из Санкт-Петербурга, Москвы, где наработаны специальные методики обучения, или мы? А дочь моя говорит: "Я никогда не уходила побежденной. Все равно пройду во второй тур". Но самое интересное произошло потом. На конкурсе дети страшно устали, играли каменно, бездушно. А Маша не только прошла во второй тур, но и получила благодарственное письмо за особое музыкальное исполнение.
Профессора Московской консерватории были озадачены: почему Челябинск привез джаз? За девочку вступился Михаил Воскресенский. "Ни один кирпичик из Рахманиновского зала от этого не упал", - заметил он.
Не так давно, два года назад, Маша съездила на другой международный конкурс - в Польшу. (Ее мама шутит по этому поводу: когда еще инвалид поедет за границу, если не на конкурс?). Все лето специально для конкурса учила программу, где обязательно должны были быть произведения польских композиторов.
- До этого я слышала, как люди говорили: "Уеду жить за границу". Думала, это действительно реально. А когда приехала, поняла, что для меня это неприемлемо. Там даже воздух какой-то не наш.
- Хуже воздух?
- Не то чтобы хуже, но не наш.
Рассказывая о Польше, она показывает мне фотоальбом - портреты на фоне достопримечательностей. Из нескольких пленок на ощупь безошибочно определяет ту, где сняты заграничные кадры. Маша позирует перед объективом с полным отсутствием комплекса зрячих "а как я буду смотреться", и оттого снимки выходят очень оригинальными, ими наверняка заинтересовался бы какой-нибудь художник. Более того, у девушки есть фотоаппарат, и она фотографирует.
Быть лучше всех
Быть не только, как все, но и лучше всех - то, к чему стремится в своей жизни Маша Богданович. Увы, достичь таких результатов в исполнительском мастерстве невозможно: слишком много преимуществ у тех, кто видит клавиатуру. Она не унывает: с детства ей говорили о вокальных способностях, поэтому к возможной поездке в Прагу и Екатеринбург она готовится как вокалистка.
Но не все так просто, и семье приходится признать, что иной раз невозможно обойтись без посторонней помощи. Как правило, она не приходит сама. У нас много можно услышать об инвалидах-спортсменах, которых поддерживает государство, но почти ничего об инвалидах-музыкантах или художниках. Валентине Савиновой приходится искать спонсоров для того, чтобы дочь смогла поехать на конкурс, а остальное занимать у друзей и доплачивать.
Но самая большая трудность для незрячих - не их болезнь, не быт, а получение образования и дальнейший поиск себя в профессии.
-Инвалиду, чтобы быть конкурентоспособным, нужно иметь образование лучшее, чем у здорового человека, - считает Валентина, - иначе известный путь: предприятие и монотонный механический труд.
- Меня удивляет, - говорит по этому поводу ее дочь, - почему многие из моих знакомых, инвалидов по зрению, поступили на заочное отделение. Очевидно, есть какая-то боязнь или комплекс.
Не только неуверенность в себе, но и внешние обстоятельства препятствуют намерению инвалида получить хорошее образование. С аттестатом единственной в Челябинске общеобразовательной школы для слабовидящих и думать нельзя о среднем специальном, а уж тем более о высшем образовании. Будь ты хоть гением, в документе об окончании школы все равно будет стоять "с отклонениями в развитии". Последнюю четверть девятого класса Маше пришлось отучиться в обычной школе N 6 Калининского района. Нужно отдать должное учителям и директору школы: они настолько подготовили ребят к приходу необычной новенькой, что те восприняли ситуацию абсолютно адекватно, лишь с интересом смотрели на прибор с дырочками, с помощью которого Маша пишет и читает. Читает она со скоростью 600 знаков в минуту (при норме для зрячих - 800), а в письме не отстает и вовсе. Учителя шестой школы пришли к выводу: девочку можно было переводить в общеобразовательную школу намного раньше, как только она овладела прибором для письма. Валентина считает, что от совместного обучения зрячих и незрячих выиграют обе стороны. Первым будет к чему стремиться, а другие станут более человечными.
Сейчас Маша учится в педагогическом колледже, получает специальность педагога-концертмейстера. Сможет работать учителем музыки в школе или проводить музыкальные занятия у малышей в детском садике. В колледже студенты, помимо фортепиано, учатся играть на домре и аккордеоне. За этим инструментом и снял маму с дочкой наш фотокор. Параллельно с учебой в колледже Маша занимается эстрадным вокалом, выступает на всех концертах, организуемых управлением социальной защиты населения. Твердо намерена на колледже не останавливаться и поступить в институт.
- Таланта здесь нет, только долгий и упорный труд, - так оценивает себя и свою дочь Валентина.
Но разве не нужен человеку особый дар, чтобы, не имея зрения, нести радость тем, у кого оно есть?
Олеся Горюк