05-04-03


Право на язву

Встретился на днях со знакомым бизнесменом, в очередной раз пытающимся протиснуться меж чиновничьих рогаток, и много интересного о нашем брате-журналисте услышал. И пишем мы не то, и не так смело, как хотелось бы, все оглядываемся, трясемся. А граждан тем временем душат по-тихому. Вот и его, бизнесмена, тоже.

- Может, в нашу газету напишешь? - оживляюсь я.

- Ну да, чтобы меня совсем растоптали?

- Ну хоть сослаться-то на тебя в материале можно?

- Да ты что, старик, совсем фишку не рубишь? У меня ведь дело, мне шашку наголо нельзя.

И наступило прозрение. Я понял вдруг, что в его глазах обладаю монополией. Монополией на гражданскую позицию. Это я должен ходить за каждым обиженным властью, выжигать пороки общества глаголом, отдуваться за это в суде, наживать себе язву желудка и врагов. А он, бизнесмен, будет потом оценивать: а так ли я был смел? Более того, с тем же лекалом он подойдет и к городской прессе, и к районной, так, словно свобода слова - это какой-то особый дар журналистам, и "шашка наголо" - исключительно их прерогатива. А потом, когда настанут для этого журналиста, а то и всего коллектива, другие времена, уверяю: никакой поддержки от общества они не получат.

Мне грустно, когда люди рассуждают о городских и районных СМИ как о слуге власти. Грустно, во-первых, потому, что зачастую так оно и есть. А во-вторых, потому, что виновато в этом само общество, которое никак не может дозреть до гражданского.

Вот пишет "Челябинский рабочий" об отстранении главного редактора "Знамени труда" Эльвиры Гизатулиной. Тщетно ищу в материале самое, на мой взгляд, главное - а что народ? Видимо, безмолвствует.

О независимости (добавляют обычно "так называемой") СМИ малых городов и районов много сказано и написано, но практически все они во время местных выборов вынужденно играют в русскую рулетку. Пришел новый глава - руководство пакует вещи.

В моем родном Миассе после выборов-2000 сменились редактор в "Миасском рабочем" и директор в муниципальной телекомпании. Кстати, нынешний директор "Миасс-ТВ" ездит из Златоуста, где она работала ранее. Там тоже пришел к власти новый мэр:

Смена руководства телекомпании проходила на моих глазах. И месяца после выборов не прошло, как на встречу с коллективом приехал новоизбранный В. Григориади и самолично зачитал приказ о назначении нового директора. На вопрос Михаила Тютева, одного из авторитетнейших в Миассе журналистов, - а что же мнение коллектива? - глава заявил, что коллектив коллективом, а решать все равно ему. Не знаю, насколько это было юридически безупречно, но тот факт, что чем дальше ты от центра, тем эфемернее твоя свобода слова, я усвоил прочно.

Корпоративная пресса - вообще разговор отдельный. Там и устава редакции, хоть как-то ее, редакцию, от произвола защищающего, зачастую нет. "Уральский автомобиль" - газета АЗ "Урал" - осталась в марте сего года без редактора, ему предложили уволиться. Сейчас можно наблюдать процесс исхода из редакции молодых, способных журналистов, все последнее время пытавшихся подтянуть издание до уровня городского. Но, как оказалось, это не им решать. Есть собственник, он и рассудит.

Свобода слова в России есть. Но в глубинке с этим делом напряженка. Если кто и обладает этой свободой, так это политическая и бизнес элиты.