05-04-08


Мария-Антуанетта оценила бы

Вчера вечером в оркестре Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки впервые за 20 лет звучала арфа

У арфы итальянской фирмы Salvi нелегкая судьба. Инструмент был куплен за 600 тысяч рублей вместе со скрипками, трубами и виолончелями в 2002 году. Тогда оркестр театра сменил старые расстроенные инструменты на новые, импортные. С тех пор каждый вечер их звук ласкает слух публики. А арфа молчит.

Дело в том, что уже больше 20 лет в оркестре вакантна должность арфистки. Попытки найти штатного музыканта предпринимаются постоянно. Но выпускников по классу арфы единицы, их готовят только в Москве (один арфист в год), Санкт-Петербурге и Новосибирске. Оттуда в Челябинск никто не едет. Раньше был класс арфы в Уральской консерватории имени М. Мусоргского (Екатеринбург) - одном из основных "поставщиков" музыкантов на Южный Урал, но теперь и он закрыт. Отправить студента в консерваторию на обучение невозможно: до поступления он должен заниматься на арфе в музыкальной школе и училище, а классов арфы нет и там.

В результате вместо арфы в нашем оркестре играет синтезатор. Разница вроде бы небольшая, но вчера на концерте французской арфистки Мари-Пьер Лангламе стало понятно: никакой синтезатор не заменит настоящую арфу. В первом отделении арфа звучала соло - такое вообще нигде не услышишь. Во втором отделении прозвучал "Концерт для флейты и арфы с оркестром" Моцарта. Мари-Пьер - высокопрофессиональный музыкант, в 1992 году стала лауреатом первой премии Израильского международного конкурса арфистов, самого престижного для этого инструмента. В настоящее время - солистка Берлинского филармонического оркестра. Вместе с Мари солировал молодой музыкант, уже успевший стать лауреатом нескольких конкурсов, - челябинский флейтист Марат Файрушин.

Олеся ГОРЮК

Арфа - это символ чистоты звука и мировой гармонии. Служила атрибутом Терпсихоры - греческой музы песни и танца. Форма инструмента - мистическая звуковая лестница, соединяющая небо и землю. Во времена королевы Марии-Антуанетты считалось, что каждая девушка из аристократической семьи должна уметь играть на арфе. До начала ХХ века строй арфы был, как у пианино, лишенного черных клавиш. Впоследствии арфу модернизировали, добавив педаль. У челябинского инструмента три педали, таким образом, каждая струна отвечает за три звука разной высоты. По словам Мари-Пьер Лангламе, интерес к арфе во всем мире растет.