05-04-08
"Моему сыну Артемке четыре года. С рождения он был беспокойным ребенком, а сейчас у нас - другие проблемы.
Артем не понимает слово "нельзя". Лезет куда попало, в том числе и к включенным электроприборам. Пальцы сует в розетки.
На улице может выбежать на проезжую часть. У бабушки, которая живет в своем доме, взял без спроса крысиный яд и чуть его не съел. Я постоянно с Артемом в нер-вном напряжении. Что делать? Как справиться с его непослушанием?
Марина К."
Прежде всего вы должны знать, что у вас - прекрасный малыш, замечательный мальчик. И какой бы ни показалась парадоксальной мысль, но нужно радоваться, что он проявляет непослушание. Если Артем будет слушаться вас во всем, то превратится в безвольную куклу. И вырастет человеком несамостоятельным. В возрасте трех-четырех лет дети как раз самоутверждаются. Поэтому и говорят родителям: "Я - сам!" Второе любимо слово - "нет", практически по любому поводу. Если малыша не дергать, то он потом все сделает именно так, как вы хотите. Жаль, что терпения молодым родителям порой не хватает. Послушаешь их, так все на свете нельзя. Взял малыш с пола игрушку - нельзя! Пополз к краю дивана - тот же окрик. А как ребенку познавать мир, как его исследовать?
Психолог из Трехгорного Лариса Федоренко вообще предлагает отказаться от слова "нельзя", частицы "не" (малыш ее просто не слышит). И воздействовать на ребенка так: "Осторожно. Горячо. Больно". Но и, конечно, открывать мир вместе с ребенком, быть с ним рядом. Вот ваш малыш потянулся к утюгу. "Подставь осторожно ладошку, - говорит ему мама. - Ты чувствуешь, как горячо?"
Мудрость родителей в том и состоит, чтобы опережать поступок малыша на полшага. К примеру, вы собрались с ребенком на прогулку. Покажите ему на картинке: "Вот здесь пешеходная дорожка. По ней ходят люди. А это - проезжая часть. Она - для машин. Пойдем на улицу, посмотрим, как машина показывает поворот?" - такой ход предлагает психолог Виктор Сидорчук.
Но если малыш вас все-таки не послушался. Выбежал, например, на проезжую часть, когда там ехала машина. Что делать? Сердиться? Ругать? Наказывать?
- Ни в коем случае, - говорит специалист по дошкольному образованию Ирина Едакова. - Тогда он поймет, что цели своей добился. Ведь он, скорее всего, хотел обратить на себя ваше внимание.
В этом возрасте с малышом уже можно разговаривать о ситуации "что было бы, если", но только не назидательно и без занудства. Ирина Борисовна еще предлагает игру в Яврика (у этого мальчика "я" всегда на первом месте), Тыврика (он умеет дружить, идет навстречу товарищу) и Мыврика (этот коллективист отдаст последнюю рубашку). "А как бы поступил сейчас Яврик?" - к примеру, спрашивает мама своего малыша.
По ее наблюдению, эта игра дает отличный результат и помогает воспитать в ребенке послушание.
Светлана ЖУРАВЛЕВА