05-05-04
В минувшее воскресенье, когда большинство россиян продолжало отмечать праздник весны и труда, недалеко от южных рубежей России едва не началась гражданская война. По приказу главы Аджарии Аслана Абашидзе на административной границе с Грузией были взорваны три моста, а в аджарских городах Кобулети и Цихисдзири разобрано железнодорожное полотно. После этого Аджария оказалась фактически отрезанной от Грузии. Поводом для принятия столь чрезвычайных мер республиканскими властями стали учения грузинских войск, проводившиеся вблизи границы с Аджарией и в акватории порта Поти. По мнению руководства автономии, грузинские военные готовили вторжение в республику и свержение правительства Абашидзе.
Конфликт между Аджарией и Грузией вспыхнул практически сразу после прихода к власти нового президента страны Михаила Саакашвили. Он дал понять руководству автономной республики, что не намерен терпеть у себя под боком существование "государства в государстве" и заявил, что будет добиваться вхождения Аджарии в единое "конституционное пространство" Грузии. Республика в поисках союзника обратилась к России, правда, на неформальном уровне. Не без помощи российской дипломатии (в частности, загадочного визита в Батуми мэра Москвы Юрия Лужкова, давнего друга Аслана Абашидзе) хрупкий мир удалось отстоять. Как выяснилось, ненадолго.
Реакция грузинской стороны на действия Абашидзе не заставила себя долго ждать. Совет безопасности Грузии, прошедший под руководством Саакашвили, предъявил аджарским властям ультиматум: полное разоружение населения республики в течение 10 дней и восстановление всех ее связей с Грузией. В противном случае в республике будут распущены местные органы власти и назначены внеочередные выборы ее главы, что фактически означало бы отставку Абашидзе. При этом грузинская сторона всячески подчеркивает, что намерена решать конфликт "последовательно" и без применения силы. Аслан Абашидзе уже дал ответ на ультиматум: разоружить население за 10 дней невозможно. Во вторник в Аджарии было введено чрезвычайное положение и на две недели прекращены занятия в школах. "Мы ожидаем войну разными формами, - заявил А. Абашидзе в одном из интервью. - Например, спецоперацию".
Между тем власти Грузии называют взрывы мостов ничем не обоснованным актом (вводить войска никто не собирался и тем более никто не собирался покушаться на жизнь главы Аджарии) и говорят о том, что Абашидзе делает заложником своих политических амбиций собственный народ. В свою очередь, власти республики называют ликвидацию сообщения с Грузией "превентивными мерами". По словам главы МВД Аджарии Джемала Гогитидзе, разрушение мостов было необходимо, так как правительство Грузии пыталось осуществить провокацию и "выставить вперед людей, а сзади была мобилизована тяжелая техника - танки, БТРы и так далее", в результате чего "эти люди оказались бы пушечным мясом". Однако Гогитидзе заявил, что "разрушение этих мостов не означает разрыва отношений". По всей видимости, власти Аджарии надеются, что М. Саакашвили, столкнувшись с силовым отпором, пойдет на уступки.
Однако, судя по всему, грузинское руководство избрало другой путь. М. Саакашвили ищет поддержку у мирового сообщества, обращая его внимание на нарушение прав человека в республике. Свою позицию по поводу конфликта уже высказал генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер. Он призвал обе стороны остановить опасный процесс, символично заявив: "Сейчас не время взрывать мосты, сейчас время их строить". Позиция России в целом совпадает с позицией Совета Европы. Единственное, что делает ее несколько двусмысленной, - обвинения грузинской стороной российского генерала в отставке Юрия Неткачева в подготовке и осуществлении подрыва мостов. Аслан Абашидзе уже опроверг информацию о причастности Юрия Неткачева, с которым он знаком лично, к событиям на административной границе Аджарии с Грузией, назвав ее "уткой".
Сергей КРАПИВИН