05-05-07
Ирина КРЕХОВА
Челябинск
Хотя танки на Челябинском тракторном сегодня не выпускают, несколько машин здесь бережно хранят - без них не обходятся ни ежегодные выставки техники в честь дня рождения предприятия, ни городской парад Победы. В этом году 9 Мая заводские экипажи также проведут по площади Революции легендарный Т-34 и тяжелый ИС-3. После "реанимации" на опытном заводе ЧТЗ еще две машины, послевоенные Т-54 и Т-62, отправятся по другим маршрутам. Первый танк - на выставку боевой техники у парка Победы, второй - в музей Южно-Уральской железной дороги.
Летели цветы на броню
Как ни странно, танки, которые южноуральцы увидят 9 Мая, появились на ЧТЗ именно тогда, когда он перешел на выпуск сугубо мирной техники. Закрылся военный полигон, и оттуда машины вернули в цех. До поры до времени они стояли в укромном уголке. Пока накануне 70-летия ЧТЗ тракторостроителям не пришла гениальная идея: "У нас же есть "тридцатьчетверка"! Кому, как не ей, открывать юбилейное шествие нашей техники!" Сказано - сделано: 1 июня 2003 года из ворот завода выкатилась сияющая свежей краской боевая машина. Очевидцы утверждают, что стоявшие вдоль проспекта Ленина зрители встречали Т-34 не менее горячо, чем жители освобожденной Праги весной 45-го. На броню и этого танка, пусть не участвовавшего в боях, летели букеты цветов как знак признания заслуг его фронтовых "собратьев", как дань памяти и уважения тем, кто собирал знаменитые "тридцатьчетверки" в холодных цехах Танкограда.
Позднее восстановили ИС-3. С 2005 года без этих машин с заводской пропиской невозможно представить военные парады в Челябинске.
Экспонаты парка Победы
Подготовкой танков к праздничному "выходу в свет" занимаются в сборочном цехе опытного завода. Его начальник Владимир Косовских, чтобы не нарушать напряженный график ремонтных работ, смог выкроить для общения с журналистами лишь несколько минут в обеденном перерыве.
- В восстановлении танков участвует весь коллектив, - рассказывает Владимир Андреевич. - Приводим их в божеский вид, регулируем двигатели, смазываем, проверяем ходовую часть. Задачи приходится решать противоположные: по Т-34 и ИС-3 - чтобы они на параде прошли "на отлично", а по двум другим танкам - чтобы в музеях смотрелись прекрасно.
Выставка военной техники на площадке у парка Победы создается по инициативе руководства и ветеранов ЧТЗ - чтобы новые поколения чтили ратную славу России. Генеральному директору завода Валерию Платонову удалось получить списанные армейские машины, взять разрешение на их использование в качестве экспонатов. Все они будут отремонтированы и установлены за счет ЧТЗ. Обустройством территории активно занимается администрация Тракторозаводского района. Торжественное открытие своеобразного военно-патриотического музея под открытым небом, какого еще не было в Челябинске, состоится 8 мая в 14 часов.
Т-54, который встанет у парка Победы, сделают максимально безопасным для детей. Пацаны любят обследовать танки до последнего винтика, но люк заварят, чтобы никто не покалечился.
Танк поступил на завод без баков, ящиков и многого другого. Модель старая, подходящее оборудование найти трудно, поэтому ее восстанавливают с помощью заводских конструкторов. Они "на ходу" рисуют эскизы, вместе с работниками сборочного цеха ищут оптимальные технические решения.
"Экипаж машины боевой"
Разумеется, на тракторном заводе есть немало водителей-испытателей, способных укротить любого "стального коня", но танк - все же особая статья. Не каждому под силу управиться с ним. Доверяют управлять только самым опытным, самым умелым водителям.
Из тех, кто в 2004 году впервые выводил на парад бронемашины, остались старейшие водители Николай Красильников и Владимир Старцев. На предстоящем параде они вновь въедут на танках на площадь Революции. Вместе с ними в "экипаже ЧТЗ" более молодые, но не менее опытные Николай Ефимов и Сергей Драйлин.
Репетиция парада Победы прошла 3 мая. ИС-3 и Т-34 доказали, что они "в полной боевой готовности". В этом году на площадь Революции их доставили на трейлере. А в прошлом они шли по проспекту Ленина своим ходом (чтобы не повредить дорожное покрытие, машины оборудовали асфальтоходами). Танки на главной улице Челябинска - зрелище уникальное. По словам начальника цеха В. Косовских, очевидцы реагируют на них по-разному. Лихие автомобилисты, задорно сигналя, легко обгоняют тяжелые машины, молодые лихорадочно щелкают телефонными фотоаппаратами: когда еще удастся запечатлеть танк, стоящий на светофоре рядом с троллейбусом? Ребятишки смотрят на "чудо", раскрыв рот, и восторженно машут руками, а пожилые смахивают невольные слезы: у них боевые машины вызывают одну ассоциацию - война:
После репетиции танки еще раз подкрасят и проверят все до мелочей: на параде 9 Мая техника ЧТЗ должна быть на высоте. Как в Великую Отечественную, когда машины Танкограда громили врага на всех фронтах.
18000 танков и самоходных установок, в том числе свыше 5000 Т-34 и свыше 2000 ИС-3 изготовил Танкоград в 1945-1946 годах.
Опытный завод ЧТЗ (тогда завод N 100 Наркомтанкопрома) в 1944 году награжден орденом Ленина.