05-05-07


Другая Эстония

В годы войны тысячи эстонцев нашли приют на Южном Урале

В конце апреля в Таллине, на площадке, прилегающей к памятнику "Солдату-освободителю" и могилам советских воинов, вновь вспыхнули "бои". Полиция против защитников применила дубинки, газы. Те заклеймили ее: "Фашисты!"

...Напав на Советский Союз, Гитлер рассчитывал управиться за два-три месяца. Когда не получилось, понял, что без помощи коллаборационистов нельзя обойтись. И вот в августе 1942 года в Прибалтику приехал Гиммлер. Побывав в Таллине, нашел, что "эстонцев по внешнему виду вообще-то не отличишь от арийцев", отдал команду сформировать здесь легион в составе своих войск СС. Именно его недобитки слывут теперь в Прибалтике героями.

Интересное совпадение. В том же месяце на Южном Урале шло формирование 249-й Эстонской стрелковой дивизии. Из Чебаркуля эта часть отправилась на Калининский фронт, где уже в ноябре участвовала в освобождении от гитлеровцев г. Великие Луки. Затем дивизия в составе Волховского фронта прорывала блокаду Ленинграда, а далее, уже в составе Ленинградского фронта, участвовала и отличилась в Таллинской (сентябрь 1944 г.) и Моонзундской десантной (сентябрь-ноябрь 1944 г.) операциях.

Однако почему же именно в наших краях была сформирована эта национальная воинская часть? А дело в том, что именно на Южный Урал, когда началась отправка людей, прибыли эшелоны с эстонцами. Сюда же прибыло и представительство Совнаркома республики.

Как приняли челябинцы прибывших? Думается, лучше слов скажет документ, который бы хотелось процитировать в полном виде (ГАЧО. Ф. 274. ОП. 3 Д. 1492. Л. 42-43):

Из решения Челябинского облисполкома об обучении на родном языке детей, эвакуированных из Эстонской ССР

11 сентября 1942 г.

В целях обеспечения условий для осуществления обязательного обучения детей эвакуированного в область эстонского населения облисполком решает:

1. Утвердить план организации начального обучения эвакуированных детей из Эстонской ССР на 1942/43 уч. год в школах народного образования Челябинской обл.

2. Обязать облоно совместно с представителем СНК Эстонской ССР учесть до 20 сентября с.г. контингент учащихся-эстонцев 5-7-х классов, проживающих в Челябинской обл. и желающих продолжить свое образование на эстонском языке, и организовать в г. Верхнеуральске необходимые классы неполной средней школы. Предложить председателю Верхнеураль-ского райисполкома выделить помещение для организации обучения и общежития, а также обеспечить учащихся общественным питанием.

3. Обязать облоно с представителем СНК Эстонской ССР: а) подобрать учителей для обучения эстонских детей на родном языке; б) провести с учителями семинар по методическим вопросам обучения детей...

4. Обязать облоно и облфо дать указания гор(рай)исполкомам о порядке финансирования организуемых классов, групп и института разъездных учителей по обучению эстонских детей.

Председатель облисполкома А.А. Белобородов

Секретарь облисполкома Л.Д. Константиновский

Были среди эвакуированных и представители интеллигенции, писатели. В числе последних можно назвать Яна Кярнера, Дебору Вааранди... У Кярнера, к примеру, есть стихи, посвященные тогда нашему городу: "...Семьи величественной сын, решил Челябинск так: в любом цеху любой станок и молот и рычаг исполнен ярости к врагу, перед страной в долгу, он должен нанести удар смертельный по врагу. И сам я этой страсти полн, и я в нее включен..." и т.д.

...Осенью 1941 года из Эстонии в маленькую затерявшуюся в горах деревеньку Комарушка, что недалеко от Нязепетровска, прибыла группа эвакуированной эстонской молодежи. В ней оказались сестры-близнецы из Тарту Хелена и Анна Кульман.

Здесь, в колхозе "Ленинский путь", девушки стали работать на животноводческой ферме. Когда до них дошло известие о формировании национального воинского соединения, девчата отправились в военкомат.

Хелену, после прохождения спецучебы, направляют за линию фронта. Она, радистка, была заброшена в родные места, обосновалась на небольшом хуторке, где жила еще одна ее сестра, Ольга с мужем. 178 суток пробыла отважная разведчица во вражеском тылу. За это время отправила десятки важных донесений о дислокации вражеских военно-морских сил на Балтике. Гестапо выследило разведчицу. Ее пытали, но она предпочла смерь предательству. Погибла Хелена 6 марта 1943 года.

В Советском Союзе и Эстонской ССР X. Кульман называли эстонской Зоей, ей, как и Космодемьянской, было присвоено звание Героя Советского Союза. Героиню не забыли на Урале. После войны в Нязепетровске и Ункурде появились улицы, носящие ее имя. На здании станции Ункурда была вывешена в ее честь мемориальная доска, а в средней школе ее имя стали присваивать лучшему классу.

В 1973 году нязепетровцы и ункурдинцы встречали как дорогих гостей из тогда братской Эстонии сестру и брата Хелены Анну и Александра. Учась в разведшколе, Хелена писала Анне письма. В советское время они были переданы в музей, а у нас, в Челябинске, напечатаны в сборнике, увидевшем свет в 1976 году в Южно-Уральском книжном издательстве, - "Верю в нашу Победу".

Вот строки из ее последнего письма:

"...Я знаю, что все, что я делаю ради Красной Армии, одновременно делается и для блага моих близких. Так я могу каждое достижение с двойным удовлетворением и радостью отнести как на счет Родины, так и личного благополучия. Жизнь в этих больших трудностях так прекрасна и так ценна... Может ли быть большая радость, чем право сказать после войны, что я помогала нашей победе?"

Этот рассказ хочется завершить строками из поэмы еще одного эстонца - Юхана Смуула. В годы войны он участвовал в строительстве Чебаркульского металлургического завода, затем также ушел на фронт. После - возглавил Союз писателей своей республики, был удостоен Ленинской премии.

Да, груз несчастия был тяжел,

но все же русский побратим

назвал великодушно нашим

все то,

что мог назвать своим.

Нет, доброты не утерял он

в нелегкие те времена.

Тут одного рассудка мало,

тут сердце, тут душа нужна,

чтоб дружбу помнить в дни

такие.

Да, нету истинной цены тому,

что в дни невзгоды черствой

остались русские верны

гостеприимству

без притворства.

Мы твердо знали, что на них

в несчастье

можно положиться.

Чисты их души, как родник,

и прямотою дышат лица.

Александр ЗОЛОТОВ