05-06-99


Для 1000 "лошадиных сил" ЧТЗ - не ноша?

Предприятие-банкрот осваивает не имеющую аналогов продукцию

В апреле впервые за минувшее время несостоятельный завод получил прибыль, что само по себе необычно для "безнадежного" производства. Рентабельность составила 3,1 процента. Конечно, в масштабах большого хозяйства это "копейки" - около 8 миллионов рублей. Но тут важен факт. Дорога тенденция, о которой на ЧТЗ, если не изменяет память, начали говорить с лета прошлого года. Хотя по ряду причин (из-за сложностей с комплектующими, например) торжественный миг откладывался на перспективу. До нынешней весны.

Положительная тенденция дала знать о себе и в мае. Несмотря на то, что месяц "праздничный", рентабельность, по предварительным данным, была в пределах полутора процентов. Прибыль получили в размере 1,6 миллиона рублей. При плане в 200 инженерных машин выпущено 209. Похоже на то, что при нынешней рыночной конъюнктуре (после финансового кризиса импорт стал неконкурентоспособным) "больной" уже оперся на локоть и пытается встать на колено.

Плюсом к майской программе пошел бульдозер Т-800, изготовленный к 1 июня (66-летию завода). Это самая мощная техника в стране. Используется при ведении горно-добывающих работ. В ней видят альтернативу промышленным взрывам, перемалывающим, сдвигающим породу и по этой причине осложняющим... скажем, ту же добычу алмазов.

И в мире-то подобных титанов немного. Есть в Америке. Там их собирают поштучно, в течение года, а то и полутора. ЧТЗ также ведет сборку под заказ (всего, начиная с 1983 года, стены предприятия покинуло 10 таких машин, а одна из них трудится на Усть-Катав-ском цементном заводе).

- Прежняя команда, - рассказывает первый заместитель генерального директора Х. Мингазов, - отказалась от выпуска "уральского богатыря", посчитав его неперспективным. Мы решили иначе. Интерес к Т-800 сегодня проявили три покупателя. Выбираем среди них одного.

Серьезным достижением тракторостроителей стали также техническая разработка и изготовление спецдвигателя мощностью 1000 лошадиных сил для бронетанковой техники. По своим характеристикам он превосходит зарубежные аналоги, говорит Х. Мингазов, не раз бывавший на юге Германии, где развернуто производство компании "МТU" ("Союз моторов и турбин"). Немецкая фирма известна своими дизелями для танков, торпедных катеров и мощных тракторов.

Руководство ЧТЗ говорит о новинке скупо, без особых подробностей (понятно, оборонка). По слухам, однако, делать спецдвигатель предприятию предлагали еще при В. Кичеджи. Тогда за него не взялись - то ли из-за неплатежеспособности Минобороны, то ли по каким-то техническим причинам. Перехватить заказ попытался Барнаул, но поставленной цели не достиг.

На моторном заводе ЧТЗ с заданием справились в короткие сроки - за полгода. Говорят: при Е. Примакове заключен был межправительственный договор на поставку этой продукции в дальнее зарубежье. Одним из вероятных покупателей способна стать Индия. А продажа спецдвигателя за валюту обещает сверхприбыли. Известно, что завод в Чебоксарах, оснащавший мощные тракторы моторами "МТU", приобретал их за 100 тысяч долларов.

В общем, за год сделано немало, итожат руководители ЧТЗ. Но, подчеркивают при этом, надо двигаться вперед. Чтобы люди, начавшие забывать, как выглядят деньги, с удовольствием ходили на работу и уверенно смотрели в будущее. Полностью нормализовать выплату зарплаты пока не удается: примерно 40 процентов ее платят "живьем", 60 - товарами и услугами.

Евгений КИТАЕВ.