05-07-2000


Передел власти и позиция сенаторов

Председатель Совета Федерации Егор Строев - о текущем политическом моменте

Как известно, верхняя палата российского парламента отказалась поддерживать законопроект Президента РФ Владимира Путина о порядке формирования Совета Федерации. После этого страна оказалась на пороге нового политического кризиса. Что же заставило всегда взвешенных и осторожных сенаторов пойти на конфронтацию с Госдумой и Кремлем? Об этом размышляет председатель Совета Федерации Егор Строев.

- Хочу открыто сказать, что сегодня развернулась очередная политическая кампания по переделу власти в России. Кому-то нравится, чтобы в федеративном демократическом государстве было две палаты, кому-то - одна, третьи предлагают создать Госсовет, который может заменить обе палаты. Предполагается, что Госсоветом будет руководить сам президент. Я думаю, что и то, и другое, и третье в рамках нынешней Конституции является абсурдом. Мы понимаем, что Россия подошла к этапу системного реформирования всей власти в стране. Еще в 1997 году я сказал, что Конституция - это не икона. В стране произошли значительные изменения, прошли вторые выборы президента и возникла необходимость привести Конституцию в соответствие с жизнью. Сегодня в России есть каркас власти, но нет системы власти, нет единой вертикали подчинения, единой бюджетной политики, брошено на произвол судьбы местное самоуправление. Всем руководителям местного самоуправления понятно, что от него осталось одно название: нет денег, нет возможностей для проведения какой-либо самостоятельной политики.

Вместо того чтобы системно подойти к реформированию всего законодательного поля государственного устройства, из него начали выдергивать отдельные законы. Причем законы, которые ликвидируют целый государственный орган. Прежде всего, Совет Федерации. А без него Федеральное Собрание просто не может работать. Получается, в этот период никакая законодательная деятельность не возможна и мы будем жить по указанному праву.

Понимая это, мы еще до принятия закона внесли в Государственную Думу свои предложения. На 14 пунктов закона членами Совета Федерации было внесено около 300 поправок. Ни одна из них не была учтена Государственной Думой, более того, стремление сенаторов к усовершенствованию закона было осмеяно. Думаю, что в этом случае сработал корпоративный подход отдельных групп депутатов, которым захотелось все изменить в соответствии с полученными инструкциями и указаниями. Разве для того столько выстрадала Россия за годы демократических реформ, чтобы мы пришли к тому, с чего начали? Мы уже давно живем в другом обществе, где каждый волен иметь свою точку зрения и никого нельзя заставить думать по приказу.

В последнее время много говорят о том, что члены Совета Федерации боятся за свое рабочее место, боятся потерять депутатскую неприкосновенность. Напомню, что около месяца назад в "Независимой газете" была опубликована моя статья. В ней говорилось, что именно мы, члены Совета Федерации, первыми хотим инициировать снятие депутатской неприкосновенности. Вчера мы подтвердили свое намерение - единогласно проголосовали за снятие депутатской неприкосновенности со всех - и сенаторов, и депутатов Госдумы. Мы открыто говорим: если вор у власти - его надо судить, здесь не должно быть и речи о какой-то неприкосновенности. Тем более, что власть, находящаяся рядом с народом, думающая о его благе, сама в этом заинтересована.

И второе. За членов Совета Федерации в регионах голосует весь народ. А за депутатов Госдумы, особенно по партийным спискам, практически не голосует никто. Разве мы не знаем, что в Думе немало случайных людей? В ее прошлом составе был один депутат от Орловской области, который до этого торговал на рынке шапками. Никакой роли в Думе он не играл, но депутатом-то оставался до конца ее работы.

Сенаторы - люди, прошедшие не одну перетряску в государстве. Мы видели и расстрел Белого дома, и разгон Верховного Совета, были свидетелями политического кризиса 1996 года. Вот почему нас не может устроить такой вариант решения властной проблемы. Поэтому мы и отвергли предложенный закон в соответствии с Конституцией, дающей Совету Федерации право вето.

Теперь уже дело Государственной Думы, как поступить. Хочу сказать, что после заседания руководители крупнейших фракций в Думе - аграрников, "Единства", а также Примаков и Зюганов звонили мне и предлагали начать диалог для выработки компромиссного варианта. Они согласны поддержать наше решение по реформированию общества в мягком варианте.

На заседании Совета Федерации было принято еще одно решение - о необходимости написания и принятия закона о Конституционном Собрании. В этом законе должны быть учтены поправки к Конституции: президент должен получить право выстраивать вертикаль власти, снимать руководителей субъектов Федерации за нарушения Конституции, а также по требованию большинства населения. В этом законе необходимо предусмотреть и то, чтобы каждый депутат избирался народом в своем округе, интересы регионов, интересы России. Совет Федерации - палата регионов. Кому, как не сенаторам, знать беды простого человека? Мы ни разу не пропустили ни одного популистского закона, хотя это нам активно навязывается. Предлагают, например, в три раза поднять стоимость электроэнергии, в шесть - горючего. Накануне уборки урожая это будет равносильно самоубийству. Мы вынуждены искать выход из положения, изыскивать дополнительные ресурсы, возможности. Мы их найдем.

Пресс-служба Совета Федерации