05-07-06
26 мая 2006 года в "Челябинском рабочем" была опубликована статья А. Подопригоры с претенциозным заглавием "Земля уходит из-под ног чиновника". Могу ответственно заявить: земля никогда не уходила и никогда не уйдет из-под ног чиновника. Автор пишет, что в Москве решили отобрать у мэрий право распоряжения городской землей под застройку и внести соответствующие изменения в Земельный кодекс. Это неверно. Нет такого решения. Есть Федеральный закон от 17.04.2006 года N 53-ФЗ, который разграничивает государственную совместную собственность на землю и при этом четко определяет федеральную, региональную и муниципальную. Все остальные участки, не попадающие в федеральную и региональную собственность, остаются в ведении муниципальных районов и городских округов. В связи с разграничением прав на площадки в Земельный кодекс вносится новая редакция пункта 10 статьи 3 и дополняется статьей 3.1. Но об изменении баланса властных полномочий ничего не говорится.
В пункте 10 статьи 3 имеется абзац, который я цитирую полностью: "Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Может быть, этот абзац вдохновил горячие головы областных чиновников и автора А. Подопригору?
Нет смысла разбирать все идеи, изложенные в упомянутом материале, в том числе и предложение об изъятии у муниципалитетов права предоставления земельных участков и передачи его региональным властям. Все это нереально и невыполнимо по нескольким причинам.
1. Упомянутые предложения влекут за собой риск создания нового или второго канала коррупции, более высокого уровня, со всеми вытекающими последствиями.
2. В областных структурах, занимающихся строительством, никогда не было и нет профессиональных строителей с большим опытом работы (кроме периода работы Л.Д. Семичастного).
3. Для передачи функций предоставления земельных участков областным органам необходимо изменение баланса полномочий, установленных действующими законами Российской Федерации.
Губернатор, возмущаясь возникшим открытым противостоянием строительного сообщества и мэрии, предложил создать орган при правительстве области. В создаваемой структуре нет места чиновникам с "историческим опытом" предоставления земельных участков под застройку. Решение органа должно подписываться губернатором, что обеспечит ему необходимую легитимность и обязательность исполнения.
Сегодня строительный рынок парализован. Его состояние таково, что не может быть и речи о выполнении национальной программы строительства жилья, развитии, увеличении объемов и удешевлении квартир. Прошло полтора года, как вступил в действие Градостроительный кодекс. Но он не действует. Не работает и ряд статей Земельного кодекса, а также постановление федерального правительства об экспертизе проектов, принятое еще в 2001 году.
Создается впечатление, что городские и областные чиновники не желают внедрять в практику Градостроительный кодекс и другие правовые акты. Не хотят изменять сложившуюся внеправовую систему предоставления земельных участков для строительства, которую чиновники сами создали и культивировали почти 15 лет. Со сменой власти в Челябинске в схеме предоставления земельных участков практически ничего не изменилось. Так же надо собирать 140 и более подписей чиновников, затрачивать на это полтора-два, а то и три года. Это подтверждает документ N 13/3, принятый городской Думой 29 мая 2006 года, - "Временный порядок оформления документов и предоставления земельных участков". Он полностью игнорирует Градостроительный кодекс и искажает положения Земельного кодекса. Создает положение о необходимости предварительного выбора площадки для всех видов строительства, включая жилье. Требует предоставлять документы, надобность в которых сомнительна, что создает условия для возможной коррупции.
А ведь Градостроительный кодекс прямо направлен на полное содействие и обеспечение выполнения национальной программы жилищного строительства. Он требует собирать не более 35-40 подписей чиновников и тратить на это не более пяти-шести месяцев, а для индивидуального жилищного строительства достаточно и двух.
Невольно возникает вопрос: какова цель, которую хотят реализовать наши областные и городские руководители? Если они хотят оставить прежний порядок предоставления земельных участков для строительства, а законы "заболтать, заговорить", то все так и делается, как бы это ни звучало обидно для наших руководителей.
Но если цель - осуществление национальной программы строительства доступного жилья, значительное увеличение объемов строительства и снижение его стоимости, то необходимо проявить политическую волю и, не теряя времени, принять на уровне области и городского округа ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих выполнение Градостроительного кодекса и других федеральных законов, регламентирующих строительство.
1. Необходимо принять правила проведения торгов земельными участками, правила предоставления площадок для строительства производственных и общественный зданий, правила выдачи разрешений на возведение и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, правила подготовки документов о планировке и межеванию территории поселений и городских округов и межселенных территорий области, правила документооборота на предоставление земельных участков, положение о системе документации архитектурно-строительного проектирования.
2. Подготовить и рассмотреть: положение о государственном строительном надзоре и положение о государственной экспертизе проектов в области, типовое положение об управлении (отделе) архитектуры и градостроительства поселений и городских округов области и ряд других правовых документов, не имеющих первостепенного значения.
Правила, установленные действующим законодательством и указанные в этой статье, обеспечат для застройщиков земельных участков равнодоступность, создадут условия возникновения на строительном рынке конкуренции. Это обеспечит превышение предложений жилья над спросом, снижение стоимости квартир.
Подготовленные проекты вышеупомянутых правовых документов передавались в областную и городскую администрации, но подвижек пока нет. Поэтому хочется получить ответ на простой вопрос: кто или какой орган в правительстве области и мэрии отвечает за обеспечение выполнения федеральных и областных законов?
Юрий КАМЕНЕЦ,
почетный строитель России