05-08-99


Мимо кассы

Миасское ПАТО было высокоудойной коровой для криминальных структур

Миасское производственное автотранспортное объединение в последнее время то и дело фигурирует в сводках происшествий. В ночь с 12 на 13 июля на базе отдыха автотранспортников сожгли "Жигули" конкурсного управляющего Т. Харитоновой, в полдень 13 июля на территории ПАТО задымилась малярная мастерская. В тот же день сюда для наведения порядка пришлось вызывать наряд милиции. Раздосадованные сообщением о предполагаемом закрытии предприятия, десятки рабочих смели охрану и ринулись через проходную. Казалось, еще чуть-чуть, и они примутся курочить стоявший на территории транспорт...

Что имеем, не храним

А ведь было время, когда ПАТО грелось в лучах совсем иной славы. Образцово-показательное предприятие имело прекрасную материальную базу: на девяти с лишним гектарах размещались открытая стоянка, ремонтная зона с маляркой, чуть ли не первая в отрасли экологически чистая мойка с оборотным водоснабжением. Коллектив ПАТО имел в своем распоряжении двухэтажный офис со столовой, медпункт, собственную АЗС и даже теплицу.

Все это богатство во время приватизации досталось акционерам ЗАО. Но хозяева из них вышли некудышные: предприятие катилось в финансовую пропасть, наращивая кредиторскую задолженность.

Особенно быстро этот процесс пошел, когда объединение возглавил П. Чернобай. Не имея даже среднего образования, Павел Владимирович стал руководителем крупнейшего в Миассе автотранспортного предприятия. За два года его правления кредиторская задолженность увеличилась вдвое - с 15 до 30 миллионов рублей. С 1997 года городские налоги худо-бедно гасились взаимозачетами, а областной и федеральный бюджеты, внебюджетные фонды не получали практически ничего.

Между тем собственность ЗАО таяла на глазах, уходя на сторону. По балансовой стоимости, всего за 400 тысяч рублей, было продано двухэтажное кирпичное здание. В прошлом году вокруг объединения возникла целая сеть "дочек", растащивших транспортные средства и прочее имущество. Отношения с ними ПАТО строило по принципу "выручка - ваша, затраты - наши". В результате ежемесячные убытки предприятия достигли 400 тысяч рублей. За долги была арестована и продана АЗС - сердце любого автотранспортного предприятия...

Мытари и грешники

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, предложив подвергнуть объединение процедуре финансового оздоровления. К угрозе банкротства автотранспортники отнеслись индифферентно: за полтора предшествующих суду месяца не предприняли ни единой попытки уладить проблему миром.

В конце марта в ПАТО было введено внешнее наблюдение. Проанализировать деятельность объединения и подготовить собрание кредиторов арбитражный суд поручил челябинке Т. Харитоновой. К тому времени она имела опыт внешнего и конкурсного управления на пяти предприятих нашей области.

Большого выбора у кредиторов не было. К моменту собрания задолженность ЗАО в несколько раз превышала рыночную стоимость имевшегося на его балансе имущества, поэтому все высказались за открытие конкурсного производства. Своим согласием продажу предприятия с молотка благословил и представитель трудового коллектива.

5 мая арбитражный суд вынес вердикт, приняв предложение кредиторов. Должность конкурсного управляющего досталась Т. Харитоновой. По закону она могла за-крыть "избушку на клюшку", чтобы сформировать конкурсную массу и продать предприятие с молотка. На чем, собственно, и настаивали кредиторы. Однако Татьяна Яковлевна уговорила их подождать, сохранив предприятие как работающий комплекс. ПАТО, уверяла она, можно сделать если не рентабельным, то безубыточным. Это увеличит привлекательность объекта при продаже и позволит реализовать его как бизнес, а не отдельными лотами. Да и текущие налоги будут платиться из доходов предприятия, а не из конкурсной массы. По сути дела, в рамках конкурсного производства Т. Харитонова стала осуществлять антикризисное управление. Что, впрочем, законом не запрещено.

Безубыточности ПАТО достигло уже к июню: майская выручка превысила затраты. Для этого пришлось избавиться от невыгодных заказов по перевозке автозаводских грузов; найти новых, платежеспособных заказчиков; сократить фонд оплаты труда; сменить поставщиков запчастей и ГСМ. Но главное - легализовать финансовые потоки.

"Пятая автоколонна"

Первым делом команда конкурсного управляющего наладила строгий учет и контроль. Прежних сторожей сменили в проходной сотрудники фирмы "Согласие". Они взяли на себя не только охранную функцию, но и контроль за финансовыми потоками.

С 7 июня проезд на территорию предприятия "чужого" транспорта осуществляется только по временным пропускам. В течение месяца в ремонтной зоне ПАТО побывало 200 таких машин. Пропуска пестрят отметками охраны типа "С собою коленвал". Значит, визитеры приезжали не на чай, а за услугой. Однако в кассу предприятия от ремонта сторонних автомобилей поступило всего... 150 рублей. А малярка, судя по бухгалтерии, вообще ни копейки за месяц не поимела от покраски "чужих" авто.

Мимо кассы текла также выручка от "левых" рейсов, аренды грузовиков и площадей. При проектной мощности в 900 автомобилей к началу конкурсного производства ПАТО располагало 157 машинами и 40 единицами вспомогательного подвижного состава - тракторами, прицепами и т.д. Лишние площади беззастенчиво использовались в качестве неофициальной платной стоянки. Был на территории угол, прозванный "пятой автоколонной". Здесь постоянно находилось по 20-30 легковушек - ночевали, ремонтировались. Десяток большегрузных автомобилей оставляли на ночь частные предприниматели. Они признались Т. Харитоновой, что за каждую машину ежемесячно отстегивали одному из руководителей ПАТО по 500 рублей наличными...

Автотранспортное Зазеркалье

Рынок автотранспортных услуг сильно криминализирован из-за возможности проводить доходы черным налом, скрывая их от налогообложения. Поэтому ПАТО казалось лакомым кусочком лидерам теневого бизнеса. В 1997 году они завладели контрольным пакетом акций ЗАО. Их стараниями объединение покинуло правовое поле, уйдя в "тень". В городе оно стало пользоваться дурной славой: поговаривали о том, что ПАТО попало под власть криминальных структур. Почвой для слухов послужило появление в руководстве автотранспортного объединения лидера одной из преступных группировок.

Последние два года предприятие все больше смахивало на высокоудойную корову в плохих руках: эксплуатируя на полную катушку основные средства и выкачивая наличку, нерадивые хозяева ничего не вкладывали в развитие производства. Автопарк не обновлялся в течение нескольких лет, изношен физически и морально. Современных больше-грузных автомобилей, экономичных и пригодных для междугородних перевозок, в нем нет. О какой-либо экономической политике, тем более о так называемой философии предприятия, не могло быть и речи. Маркетингом никто не занимался, слово "менеджмент" просто пугало.

Жили одним днем. Верхушка в открытую жировала: начальство ездило на иномарках и приобретало прочую собственность. А чтобы рядовые труженики, не получавшие зарплат с 1995 года, не роптали, им тоже давали жить - "левыми" перевозками, ремонтом стороннего транспорта. Бал правили калым и черный нал. Свой навар имели все, кроме государства: основной финансовый поток тек мимо рабочих, бюджетов всех уровней, пенсионеров...

Служба и опасна, и трудна

С "высокоудойной коровой" запросто так никто не расстается. Тем более криминальные структуры. Как только Т. Харитонова (в полном соответствии с законом о банкротстве) предприняла меры к сохранению имущества и всех доходов в интересах кредиторов, как только легализовала финансовые потоки и уволила с предприятия прежних руководителей, у нее возникла масса проблем с охраной личного имущества, жизни и здоровья. Ее распоряжения саботируют, сотрудничающих с ней запугивают. Выкладывая на стол заявления об уходе, люди говорят: "У нас семья, дети. Нам здесь жить..."

Ситуация в ПАТО контролируется правоохранительными органами не только города, но и области. По их мнению, грамотные действия конкурсного управляющего лишили финансовых поступлений с этого предприятия одну из крупнейших преступных группировок. Однако на фронте борьбы за собственность до перемирия еще очень далеко. Поджог личной "девятки" конкурсного управляющего может оказаться лишь наглым вызовом, первым предупреждением. Ведь до распродажи всего и вся дело покуда не дошло...

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

(Наш корр.)

г. Миасс.