05-09-02


Домофонные распри

Начнет ли конкуренция приносить реальную пользу потребителям?

В середине нынешнего лета со многими городскими домофонами стали происходить непонятные вещи. Они не срабатывали при наборе кода, проявляли странную "рассеянность", адресуя говорящего совсем в другую квартиру и т.д. Жильцы приспосабливались к ситуации по мере своих возможностей. Одни срочно обзавелись сотовыми телефонами, другие терпеливо ждали, пока из подъезда кто-нибудь выйдет и дверь откроется, третьи звонили в редакцию.

Как выяснилось впоследствии, именно в это время в Челябинске началось размежевание "домофонного" рынка. Большая часть подъездов по-прежнему эксплуатировалась фирмой "Факториал", занимающейся изготовлением, установкой и обслуживанием домовых переговорных устройств, а меньшая часть отошла к частному предприятию П.В. Дерябина. Являясь соучредителем "Факториала" (с долей в 25 процентов), Павел Васильевич затеял самостоятельный бизнес, но с бывшими партнерами "добром" договориться не удалось. Начался конфликт, а крайними в нем, как всегда в подобных ситуациях, оказались рядовые горожане:

Напомню читателям, что фирма "Факториал", обслуживающая свыше 100 тысяч челябинцев, была организована в 1998 году и является сегодня своеобразным монополистом на рынке. После размежевания представители бывших компаньонов пошли по подъездам, агитируя жильцов заключать договоры именно с ними. Большинство челябинцев оказали предпочтение "Факториалу", но П.В. Дерябин счел, что руководство фирмы добилось этого неправедными методами и опубликовал статью, в которой подробно описал, какие квитанции "правильные", а какие нет:

Началась полная неразбериха: сполна заплатив за пользование домофоном, многие абоненты тем не менее стали получать уведомления о задолженности. К примеру, мой знакомый, заплатив 120 рублей за несколько месяцев вперед, скоро получил извещение о том, что: должен 290. Откуда взялась задолженность? Возможно, абонент оплатил "неправильную" квитанцию, а может быть, оказался в числе тех 50 тысяч абонентов, дискета с адресами которых была похищена из офиса "Факториала" (был в истории домофонной фирмы и такой детективный момент).

Так или иначе во внутренний конфликт одной фирмы оказались втянуты десятки горожан. Что им сейчас делать? Платить за домофон по второму кругу? Отбрасывать все дела и изучать, какие именно квитанции "правильные"? Но где гарантия, что у людей хватит знаний и опыта произвести подобную экспертизу? Да и их ли это дело?

С этим вопросом я обратилась к руководителю фирмы "Факториал" А.А. Лузану.

- Вы правы, люди не должны быть арбитрами в этом споре, - считает Андрей Анатольевич. - Кто из нас прав, покажет время. А пока нужно думать о том, чтобы выйти из этого конфликта с наименьшими потерями. Мы, со своей стороны, готовы решать любые домофонные проблемы, независимо от того, где эти устройства установлены - в "дерябинских" подъездах или в "факториальских". А проблемы такие вполне могут возникнуть: ведь у П.В. Дерябина нет лицензии на проведение работ по ремонту и обслуживанию домофонных систем.

- Как быть тем, кто получил повторную квитанцию об оплате?

- Повторно платить ничего не надо. Сохраняйте квитанции, в ближайшее время будет произведена сверка лицевых счетов и платежей. "Факториал" во всем будет идти навстречу людям, чтобы загладить причиненные им неудобства. Конфликт всем нам дорого обошелся. Нанесен урон авторитету фирмы. А ведь "Факториал" сегодня - единственное и самое крупное предприятие в России, которое производит, обслуживает и реализует домофонные устройства. В свое время администрация города издала ряд постановлений по домофонизации Челябинска. В итоге процесс оснащения жилых домов переговорными устройствами у нас самый массовый, а цены на услуги - самые низкие в России. Я думаю, мы делаем нужное дело, потому что домофоны - это не только комфорт людей, но и охрана жилого фонда от бытового вандализма. В последнее время у нас появились новые филиалы и обширная дилерская сеть. Помимо Челябинска фирма работает в Екатеринбурге, Перми, Саратове, в ближайшее время выйдем на рынок Санкт-Петербурга. И тут этот скандал: Впрочем, нет худа без добра. В процессе перезаключения договоров мы услышали от жильцов много замечаний по улучшению работы и приняли это к сведению: введен дополнительный номер телефона, время службы диспетчерской продлено до 9 вечера. То есть мы делаем все возможное, чтобы рядовые пользователи домофонами не испытывали неудобств.

У П.В. Дерябина своя точка зрения на развитие событий:

- У людей должен быть выбор, с кем заключать договор и на каких условиях. Наше ЧП берет с них более низкую абонентскую плату - 14 рублей. К тому же в отличие от "Факториала" мы отдаем подъездную дверь вместе с переговорным устройством в коллективную собственность жильцам, а "Факториал" право собственности оставляет за собой. Я как изобретатель придумал воздушный демпфер для плавного и бесшумного закрывания дверей, более совершенную модель домофонов, производство которых мы сейчас собираемся наладить. Думаю, "Факториал" просто боится конкуренции. Иначе чем объяснить, что после того, как я заключил договор с жильцами 700 подъездов, по моим следам пошли представители "Факториала", предлагающие абонентам свои расчетные книжки. С июня нынешнего года прибыль ЧП упала более чем втрое. И это при том, что абонентская база осталась прежней! Что же касается упреков в отсутствии лицензии, то на обслуживание домофонных систем она и не требуется.

Оставим специалистам разбирать инженерные и юридические тонкости этого конфликта. Остановимся на другом. Современный многоквартирный жилой дом сегодня привлекает внимание многих коммерческих фирм, сулящих жильцам разнообразные услуги и блага. Нам предлагают остеклить балконы, поставить железные двери, провести кабельное телевидение, не говоря уж о домофонах, и все это - на условиях индивидуальных договоров с жильцами. Жилищные организации сегодня не могут выступать гарантами качества предлагаемых коммерсантами предложений, им бы сохранить собственный нормативный перечень услуг. Вот и получается, что частные фирмы обращаются к жильцам напрямую, нередко без лицензий и сертификатов. Это порождает шлейф проблем. Кто должен их решать?

- Муниципалитет не вмешивается в споры коммерческих структур, - говорит начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Ю.В. Параничев.- Это равносильно тому, как если бы человек, заключив договор с "Рембыттехникой" на обслуживание своего холодильника или стиральной машины, в случае нарушений условий договора стал взывать к муниципалитету. В подобной ситуации обращаться нужно к тому, кто получает плату за услугу. Или же в установленном порядке в суд. На мой взгляд, эффективно решаются острые вопросы в условиях ЖСК и ТСЖ (жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья). Там есть свой выборный орган - правление, которое контролирует работу председателя, в случае необходимости собирает общее собрание и рассматривает все возникающие вопросы.

Увы, ТСЖ и ЖСК в Челябинске еще не так много. Но в ситуации с домофонами, похоже, начался новый и довольно неожиданный поворот: потребители постепенно перестают проигрывать от спора фирм-конкурентов и даже оказываются в выигрыше. Статистика говорит о снижении числа жалоб и претензий. Что происходит? Борясь за своего клиента, производители услуг стараются делать их более качественными и привлекательными, и у горожан появляется реальная свобода выбора. А значит, последнее слово в этом споре - за ними.

Лидия ПАНФИЛОВА