05-09-02


"Это нашей истории строки..."

Как показал первый учебный день, многие наши школьники не знают, кто такой Ленин. Это хорошо или плохо?

Алексей КОРТНЕВ, лидер группы "Несчастный случай":

- Конечно, это очень плохо, потому что говорит о страшной необразованности и о том, что в семьях, где растут эти школьники, не уделяют абсолютно никакого внимания изучению истории. Не важно, негативной или позитивной фигурой был Ленин. Важно, что он - часть истории. Как Чингисхан, как Тутанхамон...

Лион ИЗМАЙЛОВ, писатель-сатирик:

- Их счастье, что они не знают, кто такой Ленин! А если серьезно, надо, конечно, всех знать: и Ленина, и Сталина. Пусть их изучают, чтобы не было повторений. А все-таки сегодняшние дети счастливые!

Юрий ЛОЗА, певец:

- Это не хорошо и не плохо - это нормально. Ленин - это прошлый век. Если дети не знают, кто такой Наполеон, Кутузов, Багратион или Спартак, то почему они должны знать, кто такой Ленин? Он ничем не отличается от других исторических деятелей. Это для наших бабушек и дедушек он был чем-то. На эту тему даже анекдот есть. В первый учебный день учительница повела первоклашек показать школьный двор. И тут - ежик. Она говорит: "Дети, вы знаете, что это такое?" Они остановились: "Не знаем". Она: "Ну как же?! Вам же, наверное, постоянно об этом читали, бабушка рассказывала, картинки показывали. Ну ладно, пойдемте в класс, на уроке все расскажу". Они отходят, а один мальчик останавливается, подходит к ежику и говорит: "Так вот ты какой, Ленин!"

Лев ДУРОВ, актер:

- Какой бы ни была история, если дети ее не знают, это плохо. Конечно, я никогда не был поклонником Ленина, всегда считал его человеком с дьявольским началом, но он часть российской истории. Многие наши цари отличались жестокостью: и Иван IV, и Петр I... Это тяжело и кроваво, но это было. Конечно, плохо, когда в школах портреты Владимира Ильича висели вместо цветочков и натюрмортов. Ужасно, когда ребенку вдалбливали, что он живет только потому, что вот этот дядя кучерявый "тоже бегал в валенках по горке ледяной". Другое дело, что историю у нас уже двадцать раз перевернули и нет хорошего учебника. Поэтому преподавателям сейчас очень трудно ответить на вопрос ребенка, кем были Каменев или Зиновьев.

Учителя просто боятся оказаться в дурацком положении. Но сейчас дети не только истории не знают. Если у ребенка спросить, как звали его прадедушку и прабабушку, он и то не ответит. На Востоке правильно говорят: дети должны знать своих предков до седьмого колена.

Наталья ГУЛЬКИНА, певица:

- Не думаю, что сегодня можно ставить вопрос таким образом: хорошо это или плохо? Ленин, конечно, остается вождем пролетариата, но все это в прошлом. Конечно, дети должны знать, кем он был. Точно так же, как должны представлять, кем были Гитлер, Суворов, Чапаев и т.д. Что называется, через запятую. Наверное, дети для того и пришли в школу, чтобы узнать.

Алексей КАЗАНЦЕВ, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры:

- Думаю, это и хорошо и плохо. Слава Богу, что человека, который уничтожал Россию и русский народ, дети не знают. С другой стороны, для общего развития надо знать, кем были Чингисхан, Ленин, Гитлер, Сталин, чтобы не повторять ошибок истории.

Ирина ФЛИГИ, президент научно-исследовательского центра "Мемориал" (Санкт-Петербург):

- У меня самой дети-школьники, эта проблема мне близка - я над ней уже размышляла. С одной стороны, хорошо, что дети не знают, кто такой Ленин. В нашем детстве эти знания навязывали. А теперь этого нет, что, конечно, можно приветствовать. С другой стороны, Владимир Ильич - знаковая фигура, это наша история. А из нее нельзя выбрасывать страницы. Настоящее знание истории, по-моему, может предотвратить политическое насилие.

("ИМА-пресс")