05-09-98
Финансовый кризис и туристический бизнес: кто кого?
Нынешним летом как никогда бурно расцвел туристический бизнес. Об этом можно было судить хотя бы по рекламе. Появлялись все новые и новые названия фирм с предложениями зарубежного отдыха. Значит, был спрос. Челябинцы активно устремились за границу, невзирая на подаренное природой не по-уральски жаркое лето.
Экономический кризис резко оборвал поток людей, жаждущих путешествий. Даже в одну из стран СНГ, например в Беларусь, теперь можно улететь из Челябинска только с "поправкой" на курс доллара (стоимость авиабилета значится в нем именно в американской валюте). Что уж говорить о дальнем зарубежье.
Челябинские турфирмы практически парализованы. Настроения - от паники до депрессии. Мелкие фирмочки, очевидно, вымрут: им теперь не продержаться. Крупные заняли выжидательную позицию. Они всеми силами пытаются сохранить репутацию. Сами "угорают", но обязательства перед клиентами, которые накануне финансовой катастрофы приобрели у них ваучеры на заграничный отдых, пытаются выполнить. Так что, кто успел заплатить до "обвала", все же выедут за рубеж. А кто не успел? В последние две недели в турфирмы если и обращаются, то только с вопросами. Им отвечают, что в принципе цены на туры... остались прежними. Правда, в валютном измерении. Рублевый эквивалент отбивает желание путешествовать.
Многие сентябрьские туры сняты вообще. Например, отменен авиарейс из Челябинска в популярную у средних слоев Анталию: не полетит же он с горсткой отдыхающих. Богачи, предпочитающиее "отрываться" где-нибудь в Майами, пока лишены возможности получить заблокированные в банках средства. В общем, шиковать не на что. Да и вообще крутым бизнесменам опасно в момент катаклизма уезжать из России: мало ли что случится за время отсутствия. Надо бдить. Не до развлечений.
Особенно приуныли "шопники". Коммерческий туризм был самым массовым видом. Мало того что он подорожал сам по себе - бессмысленным становится его конечная цель. Кто будет покупать подорожавший ширпотреб? Уже и сейчас товары из Польши, Эмиратов, Турции, Китая с трудом находят покупателя, а если они еще взлетят в цене?..
Лидия САДЧИКОВА.