05-10-02


Бульдозером по душам

В селе Хомутинино местная власть наводит порядок на улицах. Начала с засыпки котлована под строительство будущей церкви

Анатолий ЛЕТЯГИН

Увельский район

Глава администрации Хомутининского сельского муниципального образования Надежда Воронова, подняв над головами зонтик, ведет меня туда, где вчера с усердием работал колхозный бульдозерист. В декабре 1998 года это место было выбрано под строительство православной церкви в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Девы Марии и освящено. Водрузили большой деревянный крест с надлежащими событию словами и положили закладной камень. Площадку под строительство храма выбрали не случайно. Метрах в 30-40 отсюда уже стояла церковь, разрушенная в 30-е годы. Место, намоленное предками, и к тому же середина села, что удобно для прихожан. Позже на их пожертвования здесь выкопали котлован под фундамент храма. На этом, к сожалению, строительство остановилось. Котлован обнесли штакетником, и несколько лет хомутининцы ждали прихода строителей. Все с разными чувствами: верующие - с благоговением и терпением, безбожники - с возмущениями.

- Бабушка тут недалеко живет, слепая. Несколько раз в котлован падала, - рассказывает Надежда Ивановна. - Жители ругались, спрашивали, когда строить начнут.

Ямы в центре села больше нет. Ее засыпали. Крест не тронули, но закладной камень, где будет алтарь, перевернули, разломили надвое и вдавили в чернозем. Увы, ломать - не строить. Тем более, когда есть как бы и оправдание, и моральная поддержка. Одобрение действиям главы высказал первый встреченный на улице житель села, инженер местной АТС. Мол, и место для новой церкви выбрали неудачное, и вообще не нужна она тут: Впрочем, оскорбительные слова повторять не хочется. Главное, инженер-связист в селе не одинок.

- О засыпке котлована у нас было решение совета, но я долго оттягивала выполнение воли сельских депутатов, - говорит Воронова.

Надежда Ивановна показала мне это решение. Оно было принято 18 июля 2001 года и называлось "О подготовке проектно-сметной документации на строительство церкви и ограждения стройплощадки". В нем говорилось, что нет не только этой документации, но и правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство. Поэтому председателя приходского совета Илью Алдакушева предупредили о прекращении всех работ до окончания оформления документов. За год с лишним после того решения в котлован с разбитой деревенской дороги много воды утекло, и на днях, по словам Надежды Ивановны, депутаты вновь постановили "навести порядок" на месте будущего храма. Что и было исполнено.

Ближе к десяти утра к разрушенному закладному камню и кресту пришли прихожане, прибыли священник отец Павел и заместитель председателя совета прихода Юрий Гурман. У креста поставили икону Пресвятой Богородицы, свечи. У всех подавленный вид.

- Это осквернение освященного места, вандализм! - подает голос одна из женщин.

Прихожанка Любовь Переседова высказывается еще определеннее.

- Проехались бульдозером по душам! - говорит она.

- Этот-то бульдозер направили бы на улицу Лесную, чтобы сровнять кочки и ямы. Да все улицы разбиты, но помешало это место. И никто, кстати, в котлован не падал, все же огородили, - подхватывает разговор третья прихожанка. Их собралось здесь около 20, и утверждают, что не все пришли - есть верующие в селе. Рассказывают, что уже стало традицией у этого закладного камня и креста проводить службы в престольные праздники. Во время похорон усопших селян тоже приносят сюда. Поклониться святому месту приходят молодожены. Местной власти надо не препятствовать верующим и просто жителям выполнять церковные обряды, а помогать. Была бы от этого только польза. К сожалению, рассказывают, власть только ставит препоны. К примеру, в свое время прежняя администрация выделяла приходскому совету небольшую комнату в старом медпункте для хранения церковной утвари и отправления служб. Весной комнату молча отобрали - без предупреждений и объяснений поменяли замок, и все службы с того дня стали проводить на улице.

- Юрий Альбертович, - обращаюсь к Гурману, - как бы то ни было, но строить без документации, права на землю все же нельзя.

- Да все у нас есть, - отвечает он. Открывает папку, показывает рисунки и проект церкви, другие документы. Так, 30 апреля 1999 года управление юстиции администрации Челябинской области зарегистрировало приход. 21 ноября 2001 года Южноуральская регистрационная палата выдала свидетельство на землю площадью 2,5 тысячи квадратных метров. А проектно-сметная документация готовилась поэтапно, не вся сразу. Так делалось всегда, когда у заказчика не хватало денег.

- С проектантами у нас заключен договор на поочередную выдачу документации, - говорит Гурман. - Проект стоит 150 тысяч рублей, сразу такие деньги мы выдать не можем. А на строительство ищем спонсоров. Нашли фирму, которая вроде бы соглашается нас инвестировать. И вообще храмы строятся медленно, потому что у церкви нет больших денег. Но это же не причина, чтобы на строительную площадку гнать бульдозер.

Причина, может быть, и не в этом. Ну не хотят власти церковь в центре села. Если бы сумели быстро построить - смирились бы. А так - нет. Это одна из причин. Такое мнение сложилось. n