05-10-02
Анатолий СТОЛЯРОВ
Чесменский район
На улице еще темно, а в кабинете председателя колхоза "Черноборский" Юрия Киселева ярко горят окна. У карты колхозных полей собрались ведущие специалисты. Главный агроном А. Шубин передвигает по плану: монеты! "Пятирублевики" означают канадские комбайны, монеты достоинством в один рубль - канадские жатки, гривенники - трактора, занятые на вспашке зяби. Все наглядно, все в движении. И, главное, очень точно.
Один из "рублевиков" Шубин переворачивает вверх "орлом".
- Поломка? - спрашивает председатель.
- Рассыпался подшипник на колесе жатки.
- Выслать ремонтную группу!
Засек по часам. Оперативка длилась четыре минуты.
- По коням! - командует Киселев.
:С главным инженером В. Полтавским я еду во вторую полеводческую бригаду. Бронзовая от солнца степь, длинные пыльные шлейфы от канадских комбайнов. В колхозе их шесть штук, и каждый отработал по десятку (!) лет. Глядя на них, в это трудно поверить - ни вмятинки, ни царапинки.
- Окупились они уже несколько раз, потому и бережем эти машины как зеницу ока, - говорит Полтавский. - Обслуга, ремонт - все строго по инструкции. Канадцы приезжали и диву давались: "Ну, надо же, у русских они все еще работают!". А когда посмотрели внимательнее, поняли, что мы их под свои условия приспособили: где надо - усовершенствовали, где нужно - упрочили. Качали головой иноземцы и большие пальцы поднимали: "Ну и молодец, рус! Надо нам у вас учиться!"
...Поле. Колос к колосу. С трудом удерживают они свои тяжелые головы. Средняя урожайность в "Черноборском" - 25-26 центнеров на круг. Самая высокая в Чесменском районе! И так - из года в год.
Щедра черноборская земля?
Она более всего отзывчива на заботу тех, кто на ней живет. Убрали поле, и тут же на него выходят трактора с плугами. Каждый год в "Черноборском" успевают поднять зябь более чем на половине всей пашни, четверть земли они постоянно держат под чистыми парами. Здесь все время применяют удобрения, а всходы обрабытывает гербицидами авиация.
Дорого? Но черноборский крестьянин давно уже посчитал: не пожалеешь затрат на землю - она вернет тебе сторицею.
:Вторая бригада - за два десятка километров от центральной усадьбы. Большой дом в степи, где отдыхают после смены механизаторы, кузница, цех по ремонту, в котором есть токарный и сверлильные станки, электро- и газосварка, электроподъемник, телефон. Все это сохранилось с советских времен. На въезде встречают грозные собаки-сторожа. Ухоженные клумбы. На них еще цветут последним и ярким цветом астры. Из кухни - аромат свежего борща и гуляша. Пью горячий чай, а водитель Виктор Пыталев, заехавший по случаю подхарчиться, рассказывает:
- С апреля по ноябрь мы, вторая бригада, здесь практически в автономном плавании. То есть самостоятельно живем, работаем. На ночь вся техника - будь то посевная, заготовка кормов или уборочная - обязательно приходит на стан. Зимой хозяйство бригады круглосуточно охраняют сторожа.
:Быстро темнеет. На востоке крупно сияют первые звезды. В поле вспыхивают далекие огни, к ним спешит походная кухня второй бригады. Здесь сытно кормят завтраком, обедом, ужином, а тем, кто работает до двух-трех часов ночи, пока не упала роса, прямо к комбайнам подвозят второй горячий ужин.
Глухая ночь. Фары режут дорогу. Мы едем вдоль скошенных валков и вдруг навстречу - сильный свет. Нас останавливают люди с ружьями.
- Наша охрана! - говорит В. Полтавский.
Узнав своих, нас отпускают, и он рассказывает: для того, чтобы уберечь все выращенное от воров, в хозяйстве создан отдел собственной охраны. В нем около десятка мужиков. У них есть две вездеходных автомашины, два мотоцикла "Урал" и девять мотоциклов "Минск", которые круглосуточно несут охрану колхозных полей. У каждого из сторожей есть радиотелефон. Охрана себя оправдывает. Хищения колхозного добра фактически прекратились.
:Четыре часа утра. Мы возвращаемся в Черноборку, а на ветровом стекле "дворники" смахивают дождливую морось. Совсем некстати этот дождь! Заворачиваем на ток, где работает единственная на весь район зерносушилка на природном газе, очень мощная - свыше 120 тонн одноразовой загрузки!
- Еще не так давно она работала на дизельном топливе и сжигала до 2,5 тонны за восемь часов, - рассказывает Ю. Киселев. - Уж очень накладно это выходило. Конечно, для перевода ее на газ потребовались немалые затраты. Но мы не жалеем, только за одну прошлогоднюю уборку расходы полностью окупились:
Именно потому асфальтовые площадки тока пусты. Поступающее из-под комбайнов зерно прямо из грузовиков идет на предварительную очистку, потом сушится и поступает на склады. Вместимость их впечатляет. До 30 тысяч тонн зерна! Словом, под этой надежной крышей можно хранить не только урожай "Черноборского", но и нескольких хозяйств-соседей.
:Первые лучи солнца с трудом разрывают хмарь облаков и обливают розовым цветом крыши деревни Черноборка. В уютной и просторной конторе МТМ суета. Фельдшер в своем кабинете ведет предрейсовый осмотр водителей, механик выписывает путевые листы, ведет инструктаж.
Один за другим выходят из ворот "Уралы" и КамАЗы, их в хозяйстве около полусотни. Маршрут один - в поле, к комбайнам. Начинается новый трудовой день черноборских хлеборобов. Они собирают свое золото - свой хлеб! n