05-10-04


Последний из могикан

В Челябинской области побывал самый популярный телевизионный ведущий последних месяцев Владимир Соловьев

Виктор РИСКИН

Озерск - Кыштым

Откровения от Владимира

Программы Владимира Соловьева на НТВ ("К барьеру!", "Апельсиновый сок") заметно выделяются на телевизионном пространстве России. После "зачистки" эфира и свертывания нескольких действительно острых программ (той же "Свободы слова") он стал самой яркой звездой политической тележурналистики, которой власти на удивление много позволяют говорить (это дает повод некоторым коллегам считать Соловьева неким агентом спецслужб). Новый лидер телеэфира не только предельно откровенен и жесток в оценках, но и глубок в аналитике, в меру скандален и просто необыкновенно остроумен. Все его передачи смотрятся с большим интересом. Поэтому личность журналиста вызывает живой интерес.

Свою встречу с участниками областного фестиваля массовой информации в кыштымском санатории "Дальняя дача" Владимир Рудольфович начал с заявления, которое не часто звучит в столь широких аудиториях: "В России никогда не было свободы прессы!"

Но, оказывается, это не самое страшное. Хуже другое - в стране полностью отсутствует идеология. Но это не последняя незадача. У нас дефицит личностей. Их попросту нет.

- Почему Путин отказался от дебатов на президентских выборах? - спрашивал зал.

- Да потому, что не с кем ему было дискутировать, - отвечал Соловьев. - Кто мог выступить его оппонентом? Постоянно матерящийся Малышкин, невнятно бубнящий Харитонов, Явлинский, который, как десять лет назад вошел в позу, так с тех пор из нее не выходит? Меня спрашивают, почему я постоянно приглашаю в свою программу Жириновского или Зюганова, когда они мне классово не близки. Да потому, что эти политики могут закрутить дискуссию. С ними интересно. А тот, кто говорит правильно и всегда правду, делает это так скучно, что вызывает отторжение у зрителей.

Врем, господа!

По мнению телеведущего, трагедия России не только в дефиците личностей и отсутствии свободы слова (он уверен, что в центре СМИ зависят от олигархов и Кремля, в глубинке - от местных властей). Истинная трагедия России - постоянное вранье. Оттого в стране не просто развал, а коллапс.

- Что творилось в Беслане! - восклицает Соловьев. - До 3 сентября Яковлев (полномочный представитель президента. - Авт.) и Дзасохов (президент Северной Осетии. - Авт.) спорили, кто будет руководить штабом. До третьего числа не было единоначалия! Того же Дзасохова не в президентском кресле оставлять, а судить надо. Аушев - не национальный герой, а национальный преступник! Как он туда вошел?! Нет и не будет ответа.

Выступающий назвал еще несколько тяжелейших ситуаций в стране и констатировал их неминуемое умножение, "пока не найдется хоть одна задница, на которой останется отпечаток подошвы президентского ботинка". На президенте Соловьев останавливался не раз. Последние его шаги о назначении губернаторов комментировал со знаком плюс. Хотя:

- Всегда пугает скорость вы-страивания в фарватер людей, которые днем раньше клялись в верности демократическим принципам. Но в нашей стране мы можем довыбираться до тех пор, пока под аплодисменты люмпенов не придет Жириновский. Вот тогда и начнется бойня. Путин - это защита от Жириновского.

Очередное упоминание классового недруга вызвало вопрос: кто является классовым товарищем самого Соловьева? Владимир прямого ответа не дал, зато лояльно отозвался о Немцове, Хакамаде, Чубайсе. Но и тут не обошелся без колкостей. Соловьев упомянул, что и у СПС не было идеологии, и привел фразу Немцова о Чубайсе: "Толик любит Путина до потери сексуальной ориентации".

Раздача оценок

Все они были предельно жесткие. Телеведущий не щадил ни прокуратуру, ни милицию, ни суды. Обнародование его оценок этим серьезным учреждениям может вызвать вал судебных исков. Упомяну лишь самую малость - о неравенстве граждан перед законом. Соловьев это положение выстроил куда более оригинально: "Есть друзья, для остальных - законы". Не менее резко говорил выступающий и о коллегах. Назвал совершенно верным закрытие программы "Свобода слова", "потому что к Шустеру никто не шел". А не шел, потому что он никому не давал сказать. Обращался только к тому, на кого указывал редактор. И вообще у Шустера не было ничего своего. Все идеи он заимствовал у Соловьева. Про Караулова Соловьев сказал, что программа талантлива, но ему явственно видны цифры, которыми она проплачена. Для Владимира Рудольфовича наиболее интересными ведущими являются Андрей Малахов и Елена Ханга.

"Представляете ли вы себя в роли участника собственной передачи и кого бы в таком случае вызвали к барьеру?" - спросил у телезвезды корреспондент "Челябинского рабочего". Немного подумав, маэстро ответил: "Пожалуй, никого. Все для меня в каком-то черно-белом цвете. Я вам лучше анекдот расскажу: пришел Изя к ребе. Спрашивает: "Ребе, черный - это цвет?" - "Да, цвет". - А белый - это цвет?" - "Да, цвет". - "Вот видишь, Хаим, я тебе продал цветной телевизор".

Анекдот рассмешил, но оценки политической ситуации в стране вызвали вопросы, которые мы называем вечными: "Кто виноват?" и "Что делать?" Владимир Рудольфович дал два ценных совета. Надо, сказал он, оценивать политиков не по словам, а по их деяниям, а журналистам следует научиться писать честно и высокопрофессионально. Только правда может вывести страну из сегодняшнего состояния. На замечание, что за правду можно и пострадать, Соловьев ответил коротко: "А профессия у нас опасная. Но мы ее сами выбрали".

К Владимиру Соловьеву коллеги относятся с большим уважением.

Владимир Соловьев доктор экономических наук. Преподавал экономику в США, занимался бизнесом. В 1997 году пришел на телевидение: "Стало противно смотреть постные передачи". Про себя телеведущий говорит: "Я богат, а потому независим". И рассказывает, как отказался от взятки в полмиллиона долларов: "Оказывается, это совсем немного, в маленький чемоданчик умещается". Соловьев три раза был женат, у него пятеро детей от 18 до полутора лет. По собственному признанию, к ребенку по ночам не встает: "Мужик должен высыпаться, чтобы вкалывать".