05-10-04


Житель родного города

Тихим очарованием "дышат" пейзажи златоустовца Александра Макарычева

На традиционной осенней выставке работ художников и мастеров Златоуста среди разнообразия великолепных произведений привлекли внимание картины, на которых неброские городские места изображены с удивительной душевной теплотой, "дышат" проникновенным очарованием. Автор - Александр Макарычев, преподаватель педагогического колледжа. Выяснилось, что незадолго до этого в городском выставочном центре прошла его персональная выставка, на которой были представлены 72 работы. А вообще он участник многих городских и областных выставок, а также региональной выставки "Урал-2003" в Екатеринбурге.

Несколько "простоватый" рисунок и неяркие, смешанные краски - во многом, пожалуй, от тихой натуры художника, его запредельной скромности, неторопливой созерцательности, с которой берется за дело. С Александром Павловичем я встретился в колледже после занятий. По моей просьбе он рассказал свою биографию, которую можно уместить в нескольких газетных строках: окончил местное педагогическое училище, затем - художественно-графический факультет Магнитогорского педагогического института, отслужив в армии, стал работать в колледже. Не раз предлагали ему подать документы для вступления в Союз художников России, но все руки не доходят. Некогда.

Даже для самого творчества времени катастрофически не хватает: преподавание занимает почти весь день. После работы - семейные хлопоты, забота о двух детях. хождение на этюды, писание картин - "прерогатива" отпусков и выходных дней.

Случались в его жизни поездки по России, которые обернулись созданием немалого количества "иногородних" пейзажей. Однако если сравнивать их с полотнами, посвященными природе, старым дворикам и улочкам Златоуста, разница налицо. Там - во многом "отстраненное" фиксирование с акцентом на местные особенности, природный колорит, экзотику. Здесь - попытка уловить исконный дух и чарующую атмосферу городских окраин и затерянных в глубине кварталов уголков, их самобытную прелесть, умиротворение коренных жителей. Иными словами, родной город "пропущен" через сердце художника.

Есть у Андрея Платонова рассказ "Житель родного города". О художнике, который в оккупированном фашистами Воронеже стремится запечатлеть на бумаге самое дорогое, пока оно не взорвано и не уничтожено огнем. Художник не уверен, что переживет смерч войны, а потому с редким душевным трепетом и рвением переносит на картины все, в чем потомки должны увидеть его безграничную любовь и привязанность к родному краю.

Об этом рассказе я подумал, когда рассматривал пейзажи Макарычева. Они возвращают нас в детство и юность художника, когда все чувства обострены, а надежды на светлое и радостное будущее куда сильнее "неуютных" впечатлений от невзрачных и убогих строений. Вот этой "потаенной" любовью к малой Родине они и трогают зрителей, наполняя души светом. Особенно это чувствуется в таких работах, как "Март", "У горы Косотур", "Вид на улицу К. Маркса", "Уголок старого города", "Уголок Златоуста", "Деревня Веселовка" и других.

Валерий ЕРЕМИН