05-11-97
Несостоявшийся в середине октября в Думе вотум недоверия правительству забыт. Это справедливо - само по себе событие не из великих. Но его полезно еще раз вспомнить для того, чтобы понять, как в этом эпизоде отразились реальный баланс социальных сил и перспективы дальнейшего развития страны.
Напомню: Дума объявила работу правительства "неудовлетворительной", собрала подписи для вынесения ему вотума недоверия. Затем Ельцин обратился к депутатам со словами увещевания, вопрос о вотуме недоверия сперва был перенесен на неделю, а затем и вовсе снят.
Такова внешняя канва событий. Каков их реальный смысл?
Курс правительства не изменился. Состав правительства также. Обещано - в достаточно общих, необязательных выражениях - сделать некоторые частные уступки Думе (увеличить время на ТВ, созвать "круглый стол", не имеющий права принимать решения и т.п.).
Формально, "учтя требования", Ельцин лишь чуть-чуть подсластил пилюлю. Фактически оппозиция просто отступила, и довольно позорно. Чем же это объясняется?
Решающее значение имели заявления Виктора Черномырдина: он не позволит держать правительство в подвешенном состоянии, и если Дума выразит вотум недоверия, он тут же ставит вопрос о "вотуме доверия".
Дело в том, что одного вотума недоверия недостаточно для отставки правительства или роспуска Думы. Согласно Конституции, для этого нужно два вотума недоверия. Но Дума могла бы вынести один вотум недоверия, показав свою "крутизну", и на этом успокоиться, больше к вопросу не возвращаться. Однако премьер был тверд: "Раз вы, господа, сказали "а", я вас заставлю сказать и "б". Я сам ставлю вопрос о вотуме доверия правительству! Тогда вы или выражаете доверие, т.е. меняете свои взгляды на 180 градусов, или должны будете выразить второй вотум недоверия". В этом случае президент либо меняет правительство, либо распускает Думу. И ясно, что именно выберет в этой ситуации Ельцин.
Тактически Ельцин и Черномырдин сыграли свой дуэт безупречно. Черномырдин - "злой следователь" - настаивал на доведении вопроса о вотуме недоверия до конца. Ельцин - "добрый следователь" - предложил компромисс, т.е. "снять вопрос". И загнанная в угол этими двумя "мастерами кожаного мяча" Дума сломалась.
Однако это - лишь вопрос умелой тактики. Куда важнее стоявшая за ними стратегия.
Черномырдин заставил депутатов всерьез отнестись к своим угрозам. А к этому они оказались не готовы. Почему?
Простейший ответ: депутаты боялись роспуска Думы, не желая потерять теплые места. Верно, но только отчасти. Ведь через три месяца, когда по закону должны пройти выборы в новую Думу, депутаты могли бы с лихвой наверстать упущенное. Тем более что эти выборы прошли бы на волне борьбы с правительством, президентом, и ветер задул бы в паруса оппозиции...
Вот тут-то собака и зарыта. Дело в том, что оппозиция всерьез не верит в возможность своей победы на новых выборах. А правительство, правительственная партия (НДР) верят, что могли бы на выборах победить. Поэтому правительство наступало, а депутаты от оппозиции - отступали. Конечно, власть тоже не хочет отрываться от текущих дел ради предвыборных игр, поэтому и пошла на компромисс, но компромисс, по существу, формальный. Однако оппозиция удовлетворилась даже им. Несомненно одно: Черномырдин не блефовал. Он к выборам был готов. Его критики - не готовы.
Такая уверенность Черномырдина проявлялась и в его твердой позиции в Думе, что дружно отметили все комментаторы. На чем она основана? Да на том, что премьер знает: экономический подъем, о "скором" наступлении которого люди уже и слушать устали, наконец-то становится реальностью. И хотя большинство народа живет по-прежнему трудно (впрочем, как минимум не хуже, чем год-два назад), увеличение доходов, рост производства станут реальными уже в следующем году. Когда правительство это обещает, в его слова мало кто верит. Но когда правительство всерьез готово поставить свою судьбу на карту, то это значит, что оно действительно уверено в наступающих экономических переменах, в том, что жизненный уровень людей повысится.
Вот какой главный вывод следует сделать из всей этой, в сущности, мелкой истории с "парламентским кризисом". Поздней осенью правительство Черномырдина предвидит наступление скорой весны в экономике.
Сергей ЧЕРКАССКИЙ.