05-12-02


Пастернак пишет о наркотиках

Премьера его пьесы пройдет в Челябинском ТЮЗе

Александр Пастернак - учитель истории, обществознания и литературы в челябинском лицее N 31 - долгое время был руководителем школьного театра и автором всех поставленных на его сцене пьес. Должность директора фестиваля школьных театров "Серебряная маска" лишила Александра Ивановича права быть школьным режиссером. Так он стал работать с профессиональным театром - Челябинским ТЮЗом.

"Сезоны на солнце" появились в 1999 году. Пастернак знал реальную историю, ставшую основой пьесы. Двое одиннадцатиклассников любят друг друга. Он - наркоман, она - девушка из очень богатой, вполне благополучной семьи. Он, узнав о том, что его анализ на ВИЧ дал положительный результат, кончает жизнь самоубийством, она остается с его ребенком. Спектакль шел сначала в 107-й, затем в 31-й школе.

Теперь он будет поставлен силами ТЮЗа. Если все пройдет благополучно, премьера состоится через десять дней, во время всероссийского месячника по борьбе с наркоманией и СПИДом. А пока полным ходом идут репетиции.

Они совершенно не похожи на работу с классической драматургией. Актеры встречались с психологами из фонда "Жизнь без наркотиков", разговаривали с парнями, которым удалось избавиться от наркозависимости. В главных ролях задействована молодежная часть труппы - Юля Миневцева, Андрей Анашкин, Наташа Чиликина. Режиссеров двое - Олег Хапов и сам Пастернак. Не будучи привязанными к тексту, ребята всякий раз играют одну и ту же сцену по-новому. Моментально придумываются новые слова, новые действия, меняются душевные переживания. Пожалуй, "придумываются" - не совсем верное слово. Одиннадцатиклассники давно живут в молодых актерах, пытающихся полностью раствориться в своих ролях, плыть по течению, не ведая, куда оно выведет. Это самое сложное, но и самое увлекательное в работе над пьесой. "Я не знаю, куда мы вырулим сейчас", - говорит Олег, а Александр Иванович несколько раз за репетицию предложил изменить текст. Как оказалось, он менее других привязан к своему детищу.

- Я переписывал текст постоянно, исходя из пожеланий режиссера и актеров. Юля Миневцева - наш главный соавтор. Она так глубоко в материале, что от нее идет очень многое, она тянет весь спектакль.

- А каково вам переключиться со школьного театра на профессиональный?

- Ничего общего в работе нет, практически все разное. Отличие в том, что постановка конкретной задачи перед ребенком делает из него робота. А та же задача перед актером превращает его в творческого человека. Очень интересно работать с Олегом Хаповым. Мой голый реализм и его театральная поэтичность приходят к общему компромиссу, и мы всегда находим решение. Благодаря Олегу я прошел прекрасную школу не только в драматургии, но и в режиссуре. Для меня он больше дал, чем в свое время институтские преподаватели, когда я получил режиссерскую специальность. Он меня моложе, но я чувствую ребенком себя, и мне это нравится.

- Вы написали 48 пьес, о чем они?

- Такая пьеса у меня единственная - эта: в основном я романтик и мистик. Много на меня повлиял Метерлинк, под его обаянием я шел долгие годы. Мои пьесы - о неведомом. Триллеры, сказки, фэнтези и прочее. Это идет от внутренних посылов детей, в сказочной реальности они реализуются очень хорошо, и там резко можно ставить вопрос о добре и зле.

- Не могу удержаться, чтобы не спросить: вы - родственник или однофамилец?

- Однофамилец. Но я ездил к нему в Переделкино, потом общался с его сыном Евгением. Хотя Борис Пастернак даже не относится к моим любимым поэтам. Но фамилия обязывает меня писать. Я могу заниматься этим везде, даже когда еду в трамвае. Хотя прежде всего я - учитель, даже в своих пьесах, где решаю сугубо педагогические задачи.

Я прочитала два варианта пьесы Александра Пастернака "Сезоны на солнце", третий готовится сейчас в репетиционном зале. Очевидно, самое трудное - финал, то, к чему должна прийти эта сложнейшая душевная работа.

Вера, главная героиня, потерявшая любимого человека, решает пойти по его пути - стать наркоманкой. В одном из вариантов она берет шприц, натягивает жгут и обращается в зал с вопросом. В более поздней редакции девушка без колебаний принимает дозу. Хапов решает все по-другому: в его версии друзья вытаскивают Веру из пропасти.

- Эта пьеса для нас - только повод для серьезного разговора, - считает режиссер. - Почему Пастернак? Мне нравится то, что он написал, и потом, у нас в стране нет глубоких пьес на эту тему. Во всех них люди, употребляющие наркотики, предстают в негативном свете, а у нас это Ромео и Джульетта, только Ромео - наркоман.

Вопрос - нужно ли в театре говорить о наркотиках и о СПИДе - достаточно сложный. Далеко не все готовы услышать об этом со сцены. В прошлом году на фестивале "Реальный театр" критика категорически не приняла спектакль мастерской "Бабы" "Дворовая девчонка". До недавнего времени Олег Хапов также был убежден, что к проблемам молодежи нужно подходить не напрямую. Но все сложилось иначе. Критика отчасти права: разговор о современности требует двойной ответственности за каждое сказанное слово, и этому нужно учиться. Спектакль "Сезоны на солце" - первый шаг в этом направлении. В планах театра - целая серия спектаклей о молодых и для молодых, названная "Театр и мир".

Олеся ГОРЮК