05-12-06


"Встречное" наказание

Верховный суд РФ ужесточил ответственность за нарушение Правил дорожного движения: за "кирпич" теперь лишают прав

Наиболее тяжелые травмы в автомобильных авариях люди получают при лобовых столкновениях, которые происходят из-за выезда на встречную полосу. Один из последних случаев, произошедший в Челябинске: на улице Хлебозаводской 30-летняя женщина, водитель автомобиля "Шевроле", вырулив на "встречку", столкнулась с ВАЗ-21103. Виновница аварии не пострадала, а вот 54-летний водитель "десятки" и его 43-летняя пассажирка с многочисленными ранениями доставлены в больницу. Этим троим, можно сказать, повезло. По статистике, в подобных авариях каждый четвертый отправляется на тот свет. ГИБДД области бьет тревогу: за 10 месяцев этого года на дорогах Южного Урала из-за выезда на "встречку" произошло 291 ДТП, в которых погибли 82 человека.

При разборе правонарушений, связанных с выездом на встречную полосу движения, представители Фемиды то и дело сталкивались с неоднозначной трактовкой ряда статей КоАП РФ. Чтобы обеспечить единообразие судебной практики, пленум Верховного суда РФ принял постановление, согласно которому нарушение водителями требований дорожных знаков, повлекшее выезд на "встречку", наказывается теперь лишением водительских прав на срок от двух до четырех месяцев.

"Кирпич" ("въезд запрещен") - один из самых нарушаемых южноуральскими водителями знаков. Автовладельцы давно привыкли, что могут ехать куда хотят, невзирая на правила дорожного движения. А если не повезет и за углом окажется сотрудник ГИБДД, ну что ж, штраф 100 рублей за нарушение требования знака и дальше в путь. Яркий пример такого "беспредела" в Челябинске - улица Косарева. От Братьев Кашириных до проспекта Победы движение на ней одностороннее. Однако водители частенько пренебрегают запретом и при повороте с проспекта, несмотря на "кирпич", едут "против шерсти". Теперь, согласно постановлению Верховного суда РФ, за подобные вольности автомобилисты рискуют остаться без водительских прав.

Нарушение знаков "Обгон запрещен" и "Обгон грузовым автомобилям запрещен" на дороге с одной полосой движения для каждого направления теперь тоже квалифицируется как выезд на "встречку".

- Мы давно ратовали за внесение ясности в трактовку подобных ситуаций, - прокомментировал решение Верховного суда начальник отдела дорожно-постовой службы ГИБДД области Максим Куляшов. - Постановление пленума снимает многие кривотолки и, безусловно, должно снизить число ДТП, совершаемых из-за выезда на встречную полосу движения. Но пока статистика не радует: за десять месяцев нашими сотрудниками выявлено почти 29 тысяч случаев нарушений ПДД с выездом на "встречку".

Верховный суд внес ясность и в другие спорные вопросы. Нередки случаи, когда сотрудники ГИБДД, останавливая пьяного водителя, выясняют, что он даже не имеет водительского удостоверения. Порой судьи, вынося вердикт в таких ситуациях, принимали решение о лишении водительских прав. А когда провинившийся автолюбитель на самом деле сдавал экзамены в ГИБДД и получал удостоверение, то документ тут же изымали на установленный судом срок. Дабы избежать сомнительных решений Фемиды, Верховный суд постановил, что к человеку, не получавшему право управления транспортным средством, не может быть применена санкция в виде лишения прав. За подобные правонарушения "бесправные" автомобилисты наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 рублей с постановкой автомобиля на штрафстоянку.

Другое изменение, которое придется брать на вооружение представителям Фемиды, также касается разбирательств по поводу нетрезвых водителей. Многие судьи признавали доказательством опьянения автомобилиста только акт медицинского освидетельствования, не особо принимая во внимание показания индикаторной трубки (или "алкотестеров"). В своем постановлении Верховный суд указывает на то, что факт нахождения водителя в подпитии наряду с заключением медиков могут подтвердить свидетели и данные специальных технических средств, оформленные надлежащим образом, в присутствии понятых. Безусловно, более тщательное рассмотрение "пьяных" дел поможет свести к минимуму коррупцию среди медэкспертов. Однако следует помнить о праве каждого водителя отказаться от просьбы инспектора "дыхнуть в трубочку" и потребовать отвезти себя на освидетельствование в наркологию.

Мария ШРАМЕНКО