05-12-98
Мария Валиуллина в душе всегда была готова к пожару: сколько раз она видела этот ненасытный огонь, без разбора пожирающий жилище, вещи, дворовые постройки, домашнюю живность... Уж так выходило - горели соседи, друзья, знакомые. И чаще всего из-за пустяка, недосмотра, халатности. Мысленно множество раз представляла: что бы сделала она в первую очередь, очутись перед лицом беды? Как спасаться, как выручать близких, что брать с собой, как вести себя в эти страшные минуты?
Когда семья Валиуллиных переехала на первый этаж в благоустроенную квартиру, Мария облегченно вздохнула: дом казался очень надежным, и разве могут гореть кирпичи, бетонные лестничные марши?
Но побывав однажды в подвале дома, ахнула. Он был застроен деревянными сараюшками, забит старой мебелью, одеждой, хламом, подшивками газет и журналов. Здесь же устраивали игры мальчишки, нередко ночевали подозрительные личности.
И с тех пор в душе женщины поселился вечный страх. Несколько раз Мария уговаривала жильцов навести порядок в подвале, коммунальщики тоже грозили штрафами, но жильцы дома N 137 по улице Советской были беспечны.
А недавно случилось то, что и должно было произойти.
...Первой проснулась Мария Валиуллина, ее разбудил тот самый страх. Под полом квартиры что-то трещало и щелкало, в спальне стоял смрад, пахло паленым.
Выглянула за дверь и... обмерла: лестничную площадку затягивало сизым дымом.
"Вот оно..," - подумалось ей, и тотчас сделались ватными ноги, из головы пропало заученное.
Удушье вернуло Марии силы. Она побежала по этажам, забарабанила в двери.
- Все на улицу! Горим! Перекройте газовые плиты!
Потом разбудила свою семью и, схватив на руки трехлетнего сынишку, выскочила во двор, на мороз.
Полуодетые жильцы уже были на улице. Они жались к деревьям, со страхом наблюдали, как из подвальных окон густо валил дым, со свистом рвалось наружу оранжевое пламя. Дети и женщины плакали, мужчины подавленно молчали, кто-то жутко матерился. Потом, словно очнувшись, некоторые бросились в квартиры спасать документы.
И тут же всплеснула руками Марина Сугак:
- У меня же остались две кошки!
Ринулась, было, к подъезду, но ее остановили. И тут же от пережитого стало плохо 80-летнему Г.Н. Стенину. Срочно прибывшие на пожар медики уже были бессильны помочь бывшему учителю истории - сердце старого человека остановилось.
До самого утра пожарные боролись с подвальным огнем, одним из самых опаснейших видов пожара. Именно в таких замкнутых горящих пространствах температура нередко достигает 1000 градусов, и проникнуть в него огнеборцам практически невозможно. А в это время подвальное пекло безнаказанно разрушает бетон, фундамент, перекрытия, несущие конструкции, создает реальную угрозу обрушения всего дома.
К счастью дом спасли, спасли имущество жильцов. Но какой ценой! Конечно, больше всего досталось первому этажу. Здесь закопчены мебель, обои, стены, одежда. Деформировались и покрылись трещинами внутриквартирные стены и перегородки, в доме уже который день стоит невыносимо удушливый запах. Предстоит большая работа специальной комиссии, которая определит, насколько высокая температура повредила несущую конструкцию дома. А потом наверняка - немалые восстановительные работы. Словом, хлопоты, затраты, неудобства и нервотрепка... С лихвой на всех хватит.
Увы, очень горький урок для погорельцев. Урок, который они преподали сами себе.
Анатолий СТОЛЯРОВ.
(Наш корр.).
г. Троицк.