06-01-99
Всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
"Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3, 16).
Этими словами Святая Церковь раскрывает глубокий смысл и содержание сегодняшнего светлого торжества. Действительно, тайна воплощения Сына Божия непостижима не только человеку, но и Ангелам. "Великое и преславное чудо совершися днесь" (Служба на Рождество Христово).
Сегодня небо и земля вместе торжествуют, потому что "Слово стало Плотию" (Ин. 1, 14). Сегодня Бог с человеком соединился и Невместимый вместился во утробе Приснодевы Марии. Сегодня осуществился Предвечный Совет нашего ради спасения и Вифлеемские ясли принимают Того, Кто от вечности пребывает одесную Бога Отца.
Ныне мы празднуем тот всерадостный и долгожданный день, который ветхозаветные праведники, наши праотцы, видели только лишь издалека и с горячей верой ожидали его. "Днесь Бог на землю прииде и человек на небо взыде", - восклицает Церковь Христова.
Если на протяжении многих тысячелетий между Богом и человеком существовала вражда, если между небом и землей со времени грехопадения человека образовалась непреодолимая преграда, то в день Рождества Христа Спасителя небо соединилось с землей, человек примирился со своим Творцом и Богом.
С воплощением Сына Божия человек стал новой тварью, он преобразился и стал совершенно другим, чем он был до пришествия в мир Спасителя. С воплощением в мир Сына Божия человек вознесен на такую высоту, о которой он раньше и думать не мог. Он не в силах исчислить все те благодеяния благости и милости Божией, которые унаследовал с пришествием на землю Христа и Господа.
Если обратить внимание на то тягостное состояние, в котором находился человек до Рождества Христова, то перед нами возникает страшная картина. Положение древнего мира и падшего человека было самым бедственным и безотрадным. Грех, испортивший природу человека, лег на него самым тяжелым бременем на долгие тысячелетия. История человечества до Рождества Христова была подобно свитку, который видел св. пророк Иезекииль, свитку, который был исписан плачем, стоном и горем (Иез. 2, 10). И что только не предпринимал человек, чтобы избавиться от всего того, что испытывал, что беспокоило его душу, но труды его были напрасны. Сам по себе человек не в силах был освободиться из-под власти греха.
Но вот наступает тот радостный день, в который "воссиял миру Свет Разума". На грешную землю, в растленный грехом и пороками мир "Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Девы, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал. 4, 4).
Какая несказанная радость объяла человечество, когда ему в лице вифлеемских пастырей была возвещена весть о том, что в Вифлееме в убогом вертепе родился Спаситель мира (Лк. 2, 8-12). С этого времени начинается уже новая эра, совершенно новый период в истории человека.
День Рождества Христова стал первым днем христианства на земле, днем, который принес человечеству "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание" (Гал. 5, 22-23). Вот почему в этот светлый день народ Божий, соединившись с Ангельским ликом, так торжественно воспевает: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2, 14). Небеса торжествуют и земля радуется, потому что Христос рождается, и вражды средостение разрушается; Христос рождается, и истина воссия; Христос рождается, и седящие во тьме и сени смертной просвещаются Божественным Светом; Христос рождается, и человек получает дар вечной жизни; Христос рождается, и грядет всех спасение (Служба на Рождество Христово).
Находясь в духовно-благодатном единении со Христом, чувствуя спасительные плоды Его пришествия в мир, Святая Церковь ныне восклицает: "С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог" (Ис. 8, 9).
Воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий принес на землю Свое Божественное учение, основал Свою Святую Церковь и даровал нам все необходимое для нашего возрождения и спасения. Теперь в Церкви Христовой уже нет того различия между людьми, какое существовало до Рождества Христова. "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин. 15, 1). С тех пор, как говорит св. Апостол Павел уверовавшим во Христа, "вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2, 19).
Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с великим праздником Рождества Христова и Новолетием. Молитвенно желаю вам восходить от силы в силу, духовно совершенствоваться в вере и доброделании, а также благоуспешно трудиться во благо святого Православия и родного Отечества.
Да будет Новое лето благости Божией временем великих милостей Господних для всех нас.
"Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 1, 3), Аминь.
С любовью во Христе Рождшемся.
Иов, архиепископ Челябинский и Златоустовский.
Рождество Христово 1998/1999 год
г. Челябинск.