06-02-99


В Иваново - со своими табуретками

Домой - с дипломами лауреатов

"Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда". Когда б вы знали, из какой какофонии нот и слов на репетициях рождается настоящая музыка...

- Руслан, не беги отдельно от оркестра!

- Лена, не переворачивай ноты - пьеса еще не закончилась!

- Играйте пальцем пиццикато, очень здорово получается.

- Плохо, давайте еще пятую цифру!

И так - два часа с коротким перерывом. Зато потом, в награду - аплодисменты на концертах, победы на фестивалях, умиленные лица родителей, их благодарности руководителям детского ансамбля русских народных инструментов "Аюшка" и струнного квартета "Теремок" Елене и Олегу Пашковым, работающим в Коркинском культурно-образовательном центре (бывшем Доме пионеров).

В 1986 году супруги Пашковы закончили Челябинское музыкальное училище имени П.И. Чайковского, по распределению попали в один из поселков области. Вскоре поняли, что музыка здесь особо никому не нужна - взрослые пьют, дети заторможенные, о творчестве речи быть не может. В 1994 году удалось переехать в Коркино, поближе к цивилизации. Год обустраивались, осматривались на новом месте, поначалу к музыкально-педагогической деятельности возвращаться не помышляли. Но тяга к любимой народной музыке была неодолима - Елена Викторовна отправилась "на разведку" в КОЦ. Директор Валентина Васильевна Азарова встретила потенциального работника тепло, сразу показала набор концертных инструментов, на которых в тот момент некому было играть. Увидев такое "богатство", Елена Викторовна растаяла - сомнений по поводу места работы не осталось. Тут же уговорила и мужа вернуться к музыке.

Так все и началось для "Аюшки" и "Теремка" три года назад. Первых детей набирали из одного класса, большинство из них играют в ансамбле по сей день. Поначалу не верилось, что впереди фестивали и гастроли по области. Начинали с азов: нотная грамота, техника исполнения, основы музыкального искусства. По такой же программе народники работают и сейчас: прежде чем собраться на общую репетицию, каждый занимается с педагогами индивидуально, разучивает новые произведения, совершенствует технику. Если сказать воспитанникам Пашковых, что бренчать на балайке - много ума и таланта не надо, они даже не обидятся: чего ждать от недалекого человека? Они-то не бренчат, а играют, исполняют. Послушаете - почувствуете разницу между всеми этими глаголами.

Через полгода после первой репетиции ансамбль поехал на региональный фестиваль народной музыки и стал там открытием для специалистов. В. Азарова предложила народникам перейти в собственный класс и сшить сценические костюмы. Концерты пошли один за другим, и в любой аудитории такой "немодный" ансамбль принимался на "ура". Но главное испытание было еще впереди - детский всероссийский фестиваль-конкурс "Самоцветы России" в Иваново в начале января 1999 года.

Конечно, поехать хотелось. Но как? Деньги где взять? На помощь "Аюшке" и "Теремку" пришли администрация Коркино, угольный разрез, городское управление культуры. Областное управление культуры помогло приобрести билеты на самолет до Москвы и обратно по взаимозачету для единственных коллективов, представлявших Южный Урал. Оставалось добраться до цели и хорошо выступить.

Родители отпускали ребят под опекой Пашковых с легким сердцем - знали, что слушаться руководителей они будут еще лучше, чем мам и пап. Намучались в пути только со своими громоздкими инструментами и... табуретками, которые также прихватили из дома. Легкие, расписные, красивые табуреточки, но зачем же их в Иваново тащить?!

- Правильно мы сделали, не пожалели, - объясняют руководители. - На всю конкурсную программу отводилось 18 минут. Сколько бы времени мы потеряли, если бы начали таскать на сцену громоздкие стулья! А тут - сразу вышли со своими табуретками, сели и заиграли...

И замер зал Ивановского ДК текстильщиков, где были заняты все 1200 мест. Это я сама видела на памятной видеокассете, привезенной Пашковыми с конкурса. Вначале затихли зрители от неожиданного богатства звучания "примитивных" струнных, баяна и аккордеона, от непривычного репертуара, а затем устроили овацию ребятишкам с далекого Урала.

После торжественной церемонии вручения лауреатских дипломов ("Аюшка" - первое место, "Теремок" - первое место) к Пашковым подошел председатель конкурсного жюри - профессор Гнесинского училища, председатель Российской академии народной музыки Вячеслав Павлович Круглов. Высоко оценил выступление и... попросил Олега Геннадьевича выслать несколько своих инструментовок (все аранжировки он делает самостоятельно). Особенно покорил московского профессора "Экоссез" Чайковского из оперы "Евгений Онегин". Он сказал, что ничего подобного в исполнении народников не слышал и особо похвалил коркинцев за нетривиальный репертуар.

- Мы называем наш репертуар "слоеный пирог", - поясняют Пашковы. - Строим его по "антишкольному" принципу. В музыкальных школах, как правило, упор делают только на народные мелодии или только на классику. А мы стараемся расширить диапазон. Кто сказал, что струнный ансамбль не может сыграть "Менуэт" Боккерини или "Под крышами Парижа" Леграна? Еще как может, и публика это приветствует. А теперь и специалисты признали, что мы выбрали верное направление.

Я не специалист, не музыкант. Но если раньше "Шар голубой" начинал "крутиться" в моем воображении лишь со звуками духового оркестра, теперь я не представляю эту популярную мелодию ни в каком ином варианте, кроме "аюшкиного". Наверное, похожие ощущения испытывали ивановцы, приглашая гостей выступить в рождественских концертах чуть ли не по полной программе. А в ней, ни много ни мало, 25 непохожих и прекрасных произведений.

- Конечно, должна быть в первую очередь русская классика - Андреев, Мусоргский, Чайковский, Лядов, - считают Пашковы и до тонкостей отрабатывают с ребятами все нюансы, чтобы знакомые с детства каждому россиянину вещи не звучали "затерто".

О юных музыкантах, от одиннадцати до четырнадцати лет, особый разговор. Лишь некоторые из них учатся в музыкальной школе, и для всех класс Пашковых - самое любимое место на земле. В этом нетрудно убедиться, побывав на репетициях "Аюшки" и "Теремка". Здесь никого не пугает нарочитая строгость Олега Геннадьевича и не расслабляет внешнее спокойствие Елены Викторовны. Здесь все, как в большой дружной семье: халтуришь - отругают, стараешься - похвалят. А иногда и помогут решить проблему, которая вроде и не по силам работникам внешкольного образования.

Застенчивого Валеру отчислили из музыкальной школы "за профнепригодность" - мальчик не мог выступать на сцене, буквально падал в обморок от волнения. Расстроенная мама привела сына к Пашковым. И... парень теперь успешно играет в концертах. Чудо? Нет, кропотливая работа педагогов. "Вначале посадили его во второй ряд, рядом еще двоих мальчишек, посмелее, потом начали успокаивать всем коллективом, иногда ругать. В результате валерианку Валерка перед выступлением еще пьет, но в обморок уже не падает", - улыбается Елена Викторовна.

В короткой "летописи" ансамбля много забавных и веселых историй, все выступления преданные родители снимают на видеокассеты, и о чем бы не вспоминали Пашковы, всегда говорят добрые слова о Валентине Васильевне Азаровой, берущей на себя многие организационные и материальные проблемы коллектива. Видимо, не случайно в Коркинском культурно-образовательном центре повышенное количество лауреатов и дипломантов всевозможных конкурсов на один квадратный метр.

- А как я могу равнодушно относиться к ним? - искренне удивляется В. Азарова вопросу об особом отношении к детищу Пашковых. - Ведь это наша русская культура, которая прививается детям через музыку исконно народную. Значит, и любовь к родине прививается! То, что "Аюшка" с "Теремком" стали всероссийскими лауреатами - наш общий праздник. Костюмы шили в КОЦе, урало-сибирскую роспись придумала для них наша художница Ольга Сметанина, болели за ребят все коллективы. Не может быть иначе, если я вижу, что есть у Елены Викторовны и Олега Геннадьевича высота творческого полета, есть желание объять необъятное. Уверена, что сделают они еще гораздо больше, а восторженные глаза их питомцев вы видели уже сейчас.

Это правда. Глаза у "аюшек" и "теремков" такие, что язык не поворачивается спросить: а зачем вам, ребятки, балалайка в век синтезатора? Глупое это противопоставление. Во всяком случае, до тех пор, пока не перевелись в России такие энтузиасты народной музыки, как Елена и Олег Пашковы.

Ирина КРЕХОВА.

(Наш корр.).

г. Коркино.