06-02-99


Татьяна ШУМЯКИНА: "Бороться с мужчинами - неблагодарное занятие"

Встреча для вас

Визитная карточка. Татьяна Шумякина - международный гроссмейстер по шахматам, мастер спорта международного класса. Медалистка чемпионатов СССР и России, вице-чемпионка Всемирной шахматной олимпиады-98, олимпийская чемпионка в личном зачете на третьей доске. Не замужем, живет в Челябинске с мамой.

Любимое время года - лето, любимый цвет - синий и темно-синий, любимые писатели - Ремарк и Ахматова, любимые блюда - спагетти и пицца, любимое время суток - вечер. Талисман - мягкая игрушка-поросенок.

Кстати, шахматисткой она могла бы и не стать. Занималась баскетболом в Доме физкультуры ЧТЗ (ныне спорткомплекс "Надежда"), параллельно посещала шахматный кружок Дома пионеров. В баскетболе делала успехи. Будь в 70- 80-е годы в Челябинске баскетбольная команда мастеров, а шахматный тренер не очень настойчивым, возможно, появилась бы в нашем городе крепкая баскетболистка, а не единственная женщина-гроссмейстер...

- Таня, ваша жизнь как-то изменилась с выигрышем олимпийских призов?

- Журналисты стали проявлять к моей персоне более пристальное внимание. Вот и все. А призовые, что были нам обещаны в Элисте официальными лицами российской шахматной федерации, так и не выплачены. Мало того, уже в ходе олимпиады их фонд был уменьшен вдвое. Сколько же нам выдадут на самом деле и выдадут ли вообще, наверное, одному Богу известно.

- Перед поездкой в Калмыкию вы думали о том, что сможете стать олимпийской чемпионкой?

- В сборную Элисты-98 я, можно сказать, попала случайно. Закапризничала знаменитая Алиса Галлямова из Казани, которая не смогла договориться с шахматной федерацией страны о размере денежного вознаграждения. А у меня не было четыре месяца игровой практики. Так что о личной победе, конечно же, не думала. И вообще, обычно в сборных, которые стремятся к призовым командным местам, редко кто высоко поднимается в индивидуальной табели о рангах. У нас же в Элисте получилось очень здорово - все девчонки выиграли медали на своих досках. Команда была очень дружная и ровная, никто не выставлял свои интересы выше общих. Тренеру Владимиру Рашковскому (Екатеринбург) удалось за короткий срок создать замечательный психологический микроклимат в нашем небольшом коллективе.

- В сравнении с вашими двумя предыдущими олимпийскими турнирами (Манила-92 и Москва-94) соревнования в Элисте действительно были необычными?

- Четыре года назад столица Калмыкии представляла собой захолустный степной городок. Минувшей осенью я ее не узнала. Современный город с элементами столичного шика. Президент Кирсан Илюмжинов здорово поменял облик Элисты, построил олимпийскую деревню - полторы сотни добротных коттеджей. Из Москвы участников бесплатно доставляли к месту соревнований чартерными авиарейсами. Единственное неудобство - тесноватый зал. Я не знаю, о чем мечтал Кирсан Николаевич в идеале, но в итоге на состязания прибыли практически все сильнейшие игроки планеты, за исключением "самых-самых": Каспарова, Крамника, Галлямовой, сестер Полгар, хотя "яблочники", к примеру, призывали жителей Калмыкии и заграничных гостей бойкотировать олимпиаду...

- Татьяна, в народе, который следит за турнирами "звезд", наверное, сложилось впечатление о суперзаработках шахматистов. Все ли гроссмейстеры могут прокормить себя гонорарами?

- На гонорары живут единицы. Может быть, два десятка сильнейших в мире. Остальным без спонсоров не обойтись. У меня постоянного спонсора нет, потому что шахматы не входят в программу "больших" олимпиад, а значит, рассчитывать на стипендию облспорткомитета я не могу. Его председатель Геннадий Никитович Чариков помогает билетами до места соревнований. И все. Конечно, есть чемпионат России с хорошими призовыми. Нынче пройдет чемпионат мира по нокаут-системе с обещанным полумиллионом долларов на призы, но туда еще надо пробиться.

- Многие гроссмейстеры-мужчины из России находят пристанище за рубежом. Сейчас мировые шахматы стали как бы "филиалом" советской шахматной школы.

- У женщин-шахматисток существует, пожалуй, единственный шанс получить заграничное гражданство - выйти замуж за иностранца. Ждать приглашения выступить в составе команды зарубежного клуба - дело ненадежное. Я играла в клубной команде Белграда. Но югославы весьма непредсказуемы. В 1998 году владелец команды отказался выставлять ее в соревнованиях, поэтому я осталась на четыре месяца без игровой практики и без гарантированного заработка. В шахматном мире участие в том или ином соревновании расписывается за полгода.

- Вы говорите об этом с улыбкой.

- Я оптимистка. У меня нет современного персонального компьютера и тем более - выхода в Интернет, я не могу общаться с помощью мировой сети с другими сильными игроками. И что, из-за этого я должна бросить шахматы, в которых кое-чего добилась? Нет, я буду выступать в турнирах при первой же предоставившейся возможности и, если получится, побеждать.

- У вас никогда не бывает досады на соперниц? Как в песне Высоцкого: "Я его - через бедро с захватом или - ход конем по голове"?

- До таких крайностей я никогда не дохожу, но иногда противники раздражают. Например, китаянки каждые полчаса мажут себя бальзамом "Звездочка". Не каждому такое понравится. А есть одна участница, которая перед каждой партией обкладывает себя пакетами с соком, яблоками, жвачкой и, не переставая, всю игру поглощает это. Приходится терпеть.

- Как вы расслабляетесь после большого умственного напряжения? Каспаров, насколько я знаю, играет в футбол и плавает.

- Я тоже плаваю. А вообще заставлять себя делать какую-либо работу трудно. Человек по природе ленив. И я не исключение.

- Вы пробовали силы в мужских шахматах?

- И не однажды. Но играть против "сильного пола" - неблагодарное занятие. Не хватает силы и выносливости. Сыграешь три-четыре партии на равных, а на финиш свежести уже не хватает.

- Если верить ученым, женщины лучше мужчин приспосабливаются к изменениям природы, да и живут дольше.

- Но мы не можем бегать марафон быстрее сильного пола, прыгать в высоту на шесть метров или поднимать штангу весом 250 килограммов. И от этого никуда не денешься. У каждого из нас свое предназначение. И не каждой шахматистке суждено быть Юдит Полгар. Кстати, вы знаете, что первыми финалистами Кубка европейских чемпионов в Челябинске были шахматисты? В конце 80-х годов в спортклубе "Полет" собралась очень сильная команда: гроссмейстеры Евгений Свешников, Александр Панченко, Семен Двойрис. Я "закрывала" женский зачет. Можно сказать, что мы проложили своим гандболистам-одноклубникам путь в Европу. Увы, сегодня шахматного "Полета" нет. Обидно за державу. Разрушено то, что создавалось десятилетиями: многоступенчатая система подготовки игроков. Знаменитые гроссмейстерские школы закрыты. Нет денег. А к примеру, детские чемпионаты США сегодня собирают до шести тысяч участников!

- Когда-то в Челябинске тоже проходили грандиозные международные шахматные фестивали.

- Для конца 80-х - начала 90-х годов это был настоящий прорыв. Каждые такие соревнования дают импульс развитию спорта. Поэтому самая большая моя мечта - провести в нашем городе большой международный женский турнир. С будущими участницами я уже договорилась. Осталось найти деньги...

Чемпионку расспрашивал Борис ТИТОВ.