06-03-98
Россия приобрела дурную привычку занимать деньги, заявил в интервью "Известиям" финансист Джордж Сорос. Причем эти деньги идут не в производство, а на покрытие бюджетного дефицита, а также на рефинансирование долгов компаний. Россия пользовалась мировым кредитным бумом: международные банки были готовы предоставлять кредиты на привлекательных условиях. Любой субъект Федерации, любое крупное предприятие могли взять кредиты всего на два-три пункта дороже мировых ставок. Но сейчас "музыка остановилась". Это больше невозможно.
А долги остались, и их надо выплачивать - это и порождает кризис. Россия больше не сможет брать взаймы даже под заметно большие проценты, если только она не привлечет вместо кредитов зарубежные капиталовложения. В этом и проблема. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо обеспечить верховенство закона, которого пока нет. Нужно уважать права акционеров и права собственников. До тех пор, пока в этом не будет достигнут прогресс, Россия будет стоять перед лицом финансового кризиса.
Можно ли называть Дэвида Рубена крупным инвестором России? И вообще инвестор ли он, спрашивает "Российская газета".
Британский бизнесмен Дэвид Рубен, президент компании Trans World Group, еще в марте прошлого года публично заявил свои претензии на то, чтобы причислиться к наиболее значительным фигурам в экономике современной России. Он выступил на страницах наиболее авторитетных западных изданий "Нью-Йорк таймс", "Уолл-стрит джорнэл" и "Интернэшнл геральд трибюн" с открытым письмом, которое адресовал главе российского правительства В. Черномырдину и американскому вице-президенту А. Гору. В этом письме, которое Рубен опубликовал на правах рекламы (на данный нюанс мало кто обратил внимание), он без лишней скромности представляется одним из крупнейших иностранных инвесторов и работодателей в России.
Но довольно скоро выяснилось, что капитал Рубена, во-первых, выглядит не так уж капитально, а во-вторых, цель его прихода в Россию не имеет ничего общего с интересами развития металлургической промышленности. Хотя через свои дочерние фирмы TWG владеет пакетами акций ряда российских металлургических предприятий, она тем не менее является сугубо "портфельным" инвестором и не имеет никакого отношения к производству, о чем свидетельствует структура ее баланса, в котором доля заемных средств достигает почти 90 процентов. Таким образом, инвестиционная деятельность Рубена в России, по существу, не выходит за рамки финансирования собственных торговых операций.
Известный полярный путешественник Дмитрий Шпаро со своим младшим сыном Матвеем начали переход через Берингов пролив на лыжах по дрейфующим льдам. Если они перейдут с Чукотки на Аляску, то будут первыми в мире, кому это удалось. Берингов пролив пересекали на лодках, на самолетах и вертолетах, даже на дельтаплане и вплавь. Но еще никому не удавалось, казалось бы, самое естественное - перейти его пешком, на лыжах по льду. Оказалось, что пешком - самое трудное. Льды Берингова пролива постоянно движутся, дрейфуют. В его узкой горловине скорость дрейфа становится максимальной, и лыжник, ступивший на его лед, постоянно рискует быть выброшенным в открытый океан или оказаться в полынье ледяной воды, образовавшейся на месте треснувшей льдины...
Ровно два года назад Дмитрий Шпаро с сыновьями Никитой и Матвеем отправились в это опасное путешествие. Их постигла неудача. Шквальный ветер понес льдину, на которой они ночевали, в открытый океан. Чудом их спасли пилоты береговой ораны США. Ровно год назад они предприняли вторую попытку. На этот раз неудачи преследовали их с самого начала: обморозил руки телеоператор, потом Никита несколько раз падал в открытые польньи с ледяной водой. На морозе с ветром такое купание представляет реальную угрозу жизни. И на этот раз их сняли с льдины вертолетом. Опять неудача. Теперь они решили испытать судьбу в третий раз. Впрочем, в 98-м они идут уже вдвоем - отец и младший сын, старший идти отказался. Об этом пишет газета "Труд".