06-04-04
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Открытое письмо
Его принес к нам в редакцию Владимир Тимощенко. Как всякое открытое письмо, оно обозначало гнев по поводу... На что же рассердился его автор, публично обращаясь к главному государственному санитарному врачу Челябинска Вячеславу Александрову?
В конце января Владимир Тимощенко позвонил на "горячую линию" санэпиднадзора и сообщил о неудовлетворительном состоянии мест общего пользования в общежитии кооперативного техникума. Там проживают сегодня его дочь и внучка. О содержании жалобы в общежитии узнали накануне (!) проверки. Весь день в авральном режиме и расширенным составом на этажах наводили порядок. Мусор из кухни и туалета убрали. Пищевые отходы вынесли вместе с ведрами. Поэтому проверяющие "криминала" не обнаружили, о чем и сообщили Владимиру Тимощенко. Мол, ни тараканов, ни следов их присутствия не увидели...
Владимир Тимощенко оказался в глупом положении, что ему не могло понравиться. Но еще большую досаду вызвало то обстоятельство, что сан-эпиднадзор "рассекретил" имя автора жалобы. Начались, будто бы, выпады в адрес дочери типа "ты еще пожалеешь..."
Такая реакция на "сигнал", с точки зрения Владимира Тимощенко, дискредитирует "горячую линию". Вместо того, чтобы бороться с тараканами, люди начинают травить жалобщика. "На что нацелена ваша "горячая линия"? - спрашивает Владимир Тимощенко санитарного врача. - На искоренение беспорядка или на выявление инакомыслящих?" А еще он откровенно намекает на заурядную коррумпированность государственного учреждения.
Цель достигнута
Намек на коррумпированность не напугал, а скорее рассмешил заместителя главного государственного санитарного врача Челябинска Анатолия Семенова. Уж где только нашим людям не мерещится коррумпированность! Даже там, где должностные лица действуют по закону.
А сегодня он требует того, чтобы собственника о намечающейся проверке предупредили заранее. С недавних пор наше государство защищает интересы юридических лиц и предпринимателей. Но поскольку социализм от нас недавно еще ушел, то мы не забыли те времена, когда подобные проверки были неожиданными. И в этой внезапности виделась своя логика. Конечно же, предупрежденный о проверке хозяин наведет в своих владениях порядок, чтобы не платить государству штраф. Но получилось то, что получилось. И привычки социализма причудливо перемешались с повадками нового строя, который пришел ему на смену. Кооперативный техникум о проверке предупредили, поскольку общежитием он владеет на правах собственника, являясь негосударственным учебным учреждением.
- Могли бы нас и вовсе в общежитие не пускать, - говорит Анатолий Иванович.
Как и любой другой собственник, техникум вправе потребовать ответа: на каком основании к нему идут с проверкой? Поэтому сотрудники санэпидемслужбы имя автора жалобы не скрывали.
Анатолий Семенов считает, что коэффициент полезного действия у "горячей линии", несмотря на критику Владимира Тимощенко, высокий. За прошлый год центр санэпиднадзора получил 861 жалобу. 183 - через "горячую линию". Люди жаловались на наличие крыс, затопление подвалов, мусор во дворах, шум от ресторанов и кафе, расположенных в жилых помещениях, некачественные продукты, загазованность воздуха и т.д. Все жалобы (за исключением анонимных, их оказалось 35) рассмотрены. Всем авторам даны ответы в течение месяца, а многим - в течение двух недель.
Что же касается звонка Владимира Тимощенко, то, как заметил Анатолий Семенов, уборку-то в общежитии сделали и тараканов разогнали. Поэтому цель, которую преследовал автор открытого письма, можно считать достигнутой. Если он действительно преследовал эту цель.
Не паразитов травим
Только боюсь, что целью Владимира Анатольевича при обращении на "горячую линию" были все же не тараканы. Пятый год уже его дочь живет в общежитии кооперативного техникума. И тараканы тут, как в любом другом общежитии, были, есть и будут. Не случайно, когда хотят сказать про что-то, чего "очень много", для образности говорят: как тараканов в общежитии.
Четыре года Ольга Тимощенко и ее отец с тараканьим соседством мирились. Терпеть осталось недолго. Осенью Ольга, по ее словам, свою квартиру в Новосибирске, что досталась ей после смерти матери, поменяет на Челябинск.
Как предполагают в техникуме, Ольге захотелось просто кое-кому "насолить". Что могло ее обидеть?
Ольга просила переселить ее в другую комнату, большей площадью, но получила отказ. И телефоном ей пользоваться в рабочее время (он в общежитии один) запретили.
- По сотовому теперь звоню, деньги большие трачу! - пожаловалась Ольга.
"До рукопашной дело не дошло, ее не обзывают, но изоляция существует", - подтвердил Владимир Тимощенко. Как было после этих слов не посмотреть в лицо "акуле капитализма", притесняющей молодую мать?!
Помесь бульдога с носорогом
- Мы не собес! - как-то не очень уверенно сказал директор кооперативного техникума Вадим Грабович.
И не "акула капитализма", подумала я. Это ясно, как Божий день. Ольгу Тимощенко привела к директору завуч. Девочке, мол, негде жить. Согласна работать у нас лаборанткой.
Так Ольга, приехавшая после школы из Новосибирска к отцу (родители вместе не жили), поселилась в студенческом общежитии.
В качестве исключения ее досрочно, не дожидаясь выполнения контракта, практически бесплатно выучили в техникуме. За комнату в общежитии, которое находится в центре города, Ольга платит сегодня 396 рублей. Если бы в этой комнате жили студенты, то в казну техникума ежемесячно поступало бы 750 рублей. А койко-место для посторонних здесь стоит 1500 рублей. Выходит, что техникум проявил по отношению к Ольге благотворительность. Зачем?
- Делаем это, чтобы решить кадровые вопросы, - объясняет ситуацию Вадим Борисович. - Зарплаты у нас небольшие, завлекаем людей жильем и бесплатным обучением.
Три года Ольга не работает, находясь в декретном отпуске. Поэтому в данном случае техникум и кадровый вопрос не решил, и в материальном смысле понес убытки. А "капиталист" сегодня сильно не при деньгах. Государство в его финансировании не участвует, а учредитель - облпотребсоюз - не то, чтобы бросил, но отпустил в свободное плавание. Выживайте, мол, ребята, сами. Выживать учебному учреждению трудно, потому что за тепло и электроэнергию с него берут по коммерческим тарифам. Еще, к несчастью, пожар в общежитии в прошлом году нанес ущерб в размере одного миллиона рублей. 80 тонн воды на общежитие вылили. Это тоже к вопросу о тараканах и ремонте мест общего пользования. Нет сегодня денег на это.
- Я предлагал Ольге, организуй жильцов, чтобы сделать ремонт своими силами, материалы мы купим. Но она отказалась, - говорит Вадим Борисович.
Халява или дом родной
Атмосфера вокруг Ольги в общежитии накалилась до такого предела, что чиркни спичкой - и полыхнет. Почему? Не из-за жалобы же на тараканов? Конечно, нет. Причина конфликта в столкновении двух жизненных позиций, двух философий людей, оказавшихся волею судьбы под одной крышей. Для Ольги общежитие - это осколок социалистической халявы, которым грех не воспользоваться, пока он еще существует. Для коменданта Ирины Шестимировой - не просто место работы, а дом родной, в котором она сама, кстати, живет уже 14 лет. Здесь вся жизнь со всеми своими горестями и радостями.
- Да я же тут рожаю вместе с этими детьми, на аборты хожу, спасаю их, когда они ночью от несчастной любви травятся! - горячо говорит Ирина, объясняя, почему близко к сердцу принимает все его проблемы.
Ольге есть, где жить. Как говорит отец, он готов купить ей квартиру хоть завтра. Но Ольга, дескать, сама решила пробивать дорогу лбом, прокладывать ее самостоятельно. Это ее выбор. У других работников техникума, проживающих в общежитии, такого выбора нет. Жить им сегодня больше негде. Для многих из них еще существует понятие "наше", часть слова "ОБЩЕжитие" наполнено конкретным смыслом. Для Ольги реальным является понятие - "мое". Люди с такими разными понятиями, оказавшись рядом, не могли не столкнуться.
"Пусть происшедшее останется на совести каждого из участников этого "мелкобытового конфликта", - пишет Владимир Тимощенко. Пусть! n